Россия постепенно выходит из коронавируса: в Москве и регионах отменили режим самоизоляции, открылись рестораны, музеи, фитнес-клубы и кинотеатры. Но вместе с возвращением к привычной жизни общество и бизнес переживают неизбежную трансформацию после тотального онлайна.
При этом оценки этого перехода разнятся. Для ресторанного бизнеса слабым местом были высокие издержки на ФОТ, и пандемия стала стимулом для их оптимизация. При этом, в отличие от ритейла, рестораны доставляют не только продукт (то есть блюдо), но ещё и настроение и атмосферу. Никто не идёт в Мишленовский ресторан, чтобы просто поесть. И никто не будет заказывать оттуда еду с доставкой. Однако при снятии ограничений, данная сфера вернётся к привычному ритму.
А вот подход к образованию уже начал меняться.
Офлайн-формат медленно, но верно переходит в область дополнительного и необязательного.
Технически уже сегодня сервисы онлайн-образования способны обеспечить почти 90% потребностей населения не только в нашей стране, но и во всём мире. Главная проблема в переходе на онлайн — отсутствие психологической готовности у самих людей. В первую очередь, это касается школьного образования. По крайней мере, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин два месяца назад уверял меня, что в их регионе (одном из лидеров в части цифровизации) в любом случае дети продолжат учиться в школах в традиционном формате. Но дополнительное образование уже начало трансформироваться. И поскольку мы понимаем, что школьных и даже университетских знаний на всю жизнь нам не хватит, мы в любом случае будем вынуждены переходить на онлайн-обучение.
Разумеется, офлайн-форматы останутся, но в очень скором будущем это станет роскошью, за которую придётся платить.
Аналогичная ситуация и со здравоохранением. В условиях эпидемии COVID-19, нехватки времени у врачей и дефицита сами специалистов кратно возросла потребность в телемедицине. И для неё уже создана база. Другой вопрос, что технологическое развитие опережает готовность потребителей и профессиональных сообществ. До пандемии врачи были противниками дистанционного консультирования и считали, что они не готовы нести ответственность за качество таких услуг. Но после коронавируса все поняли, что развивать онлайн-сервисы — жизненная необходимость в буквальном смысле. При этом в некоторых случаях дистанционное консультирование даже лучше — например, когда человек в депрессии ему проще пройти онлайн консультацию, чем назначать встречу.
Ещё быстрее происходит развитие онлайн-сегмента в индустрии развлечений. Если 5 лет назад мы ходили в кинотеатры, то сейчас мы преимущественно пользуемся услугами Ivi, Okko, Amediateka, Apple TV и других платформ. До пандемии было принято считать, что на данный момент все эти сервисы являются весьма условным бизнесом, поскольку современное общество не готово платить за подписку. И вот в апреле Netflix обогнала Disney по капитализации и подорожала до $187,26 млрд. В последние несколько лет мы не только наблюдали формирование поколения, готовое платить за подписки, но и сами незаметно им стали. Только лично у меня 6 подписок на различные сервисы. Я пользовалась ими во время пандемии, и продолжаю пользоваться сейчас.
Более интересна ситуация с деловыми мероприятиями.
Пандемия отменила крупнейшие мероприятия: Mobile World Congress в Барселоне, РИФ, ПМЭФ, ВЭФ и так далее. На сентябрь была перенесена конференция «Цифровая индустрия промышленной России», где я неизменно каждый год выступаю. При этом организаторы конференции решили провести эксперимент и оцифровывать часть сессий, сделав серию онлайн-сессий ЦИПР Дома. Деловые мероприятия — это в первую очередь удобный обмен информацией довольно узкой целевой аудитории. И в этом плане провести серию онлайн-мероприятий оказалось очень удобно. За два месяца мы смогли пообщаться с ведущими российскими экспертами: от ресторатора Антона Пинского до министра цифрового развития Максута Шадаева. По примеру ЦИПР стали появляться и другие деловые онлайн-мероприятия, например, конференции ИД «Коммерсантъ». Во многом, индустрия бизнес-ивентов сейчас тоже переживает цифровую трансформацию. При этом мы понимаем, что помимо обмена знаниями, цель любого мероприятия — это нетворкинг. И здесь очевидно, никакой онлайн не сможет заменить важнейшие мероприятия.
Мы пока не осознали всех изменений, к которым привела нас пандемия COVID-19, но очевидно именно первая половина 2020 года стала переломным моментом в цифровизации общества и бизнеса. Я уверена, что через десять лет мы будем вспоминать это время именно в этом контексте.