Апрель оказался судьбоносным для Отечества нашего. Апрельские тезисы В.И. Ленина, к которым поначалу никто не отнесся серьезно, на столетие вперед определили судьбу страны и ход истории. Для кого-то с жирным знаком минус, для других — с несомненным плюсом. С недавних пор место апреля занял эпохальный август. Именно в этом месяце происходили дефолты, путчи и выборы и тому подобные неожиданности, к которым мы зачастую не были готовы. Учитывая эпохальный характер происходящего, рискую выступить с августовскими тезисами.
Деятельность школы в условиях пандемии, несмотря на, казалось бы, краткий период вынужденной работы образовательных учреждений в условиях дистанционного обучения, на самом деле ознаменовала собой целую эпоху в мировой педагогической теории и практике. Эпоху эту можно с полным основанием назвать переломной, ибо в сложившихся экстремальных обстоятельствах произошел прорыв к новой педагогической реальности. Ее еще предстоит всесторонне осмыслить
Но уже сейчас очевидно, что обратной дороги нет. Мир стремительно меняется, а вместе с ним и школа.
Попытаюсь обобщить некоторые предварительные итоги своих наблюдений, которые постепенно стали складываться в мозаичную картину. Сложилось так, что на сегодняшний день педагогическая практика опередила педагогическую теорию. Это не означает, что наработанные столетиями со времен Яна Амоса Коменского дидактические подходы безнадежно устарели. Когда я слышу утверждение о безнадежной архаике урока, место которого должна занять проектная деятельность учащихся, то напоминаю безоглядным модернистам образования о том, что колесо древнее урока, но ни одна современная машина без него не обходится. Разумеется, урок сегодня должен быть дополнен проектной деятельностью, индивидуальной работой в чатах и другими формами трансляции знаний.
Предварительные выводы представлены в форме тезисов, каждый из которых нуждается в подробном развертывании и всестороннем обосновании. Таким образом, тезисы представляют собой программу практической деятельности школы на ближайшую и отдаленную перспективу и одновременно концептуальную программу исследований. Их развертывание потребует совокупных усилий педагогов-исследователей, психологов, медиков, учителей-практиков и всех других специалистов в области наук о человеке. Границы между этими науками весьма относительны. Не будем также забывать о том, что прорывы в науке в наше время происходят преимущественно на междисциплинарном поле.
Должен признаться в том, что это выводы руководителя столичной школы. Столица и другие мегаполисы оказались в большей степени подготовлены к работе в условиях пандемии, поскольку для этого имелась необходимая ресурсная база: наличие современной техники, что позволило обеспечить ноутбуками семьи, в которых одновременно дистанционно обучались несколько детей, и подготовленные педагогические кадры (подавляющее большинство столичных педагогов прошли обучение в системе МЭШ задолго до пандемии). Поэтому столичные педагоги справились с поставленной задачей. Но в целом по стране положение не столь благостное. Отсюда следует, что для решения задачи повышения качества образования в современных условиях необходима ликвидация цифрового неравенства, что, безусловно, потребует от государства дополнительных затрат. Сюда входит не только обеспечение школ современными гаджетами и скоростным Интернетом, но и модернизация содержания педагогического образования.
Итак, подведем предварительные итоги и наметим пути развития.
Предварительные итоги:
- организация дистанционного обучения позволила обеспечить безопасность учащихся и учителей в условиях пандемии;
- переход на дистанционное обучение потребовал дополнительных трудозатрат со стороны педагогов;
- дистанционное обучение поставило новые сложные задачи перед учащимися и их родителями.
Однако в ходе работы выявился ряд преимуществ дистанционного обучения:
- родители учащихся получили возможность вникнуть в содержание современного образовательного процесса, ознакомиться с новейшими формами и методами обучения, существенно отличающимися от их собственного школьного опыта;
- дистанционная форма обучения позволила максимально индивидуализировать этот процесс с учетом реальных учебных возможностей учащихся и их психофизиологического статуса. В частности, заговорили интровертированные и даже аутичные дети (молчуны).
Ближайшие и отдаленные перспективы развития образовательного процесса:
- очевидно, что в ближайшей и отдаленной перспективе генеральной линией развития образования станет интеграция онлайн— и офлайн-форм и методов обучения и воспитания учащихся;
- отсюда центральной задачей становится отбор содержания образования с учетом специфики предметов и дифференциации выбора оптимальных путей доставки образовательного контента. К примеру, часть содержания, направленная на отработку предметных компетенций, передается учащимся в цифровом виде для самостоятельной работы. Тем самым у педагога высвобождается время для глубокого раскрытия тех тем и разделов, что требуют непосредственного личного контакта с учениками;
- процесс интеграции двух взаимодополняющих форм обучения расширяет и углубляет возможность реализации дидактических подходов к обучению и развитию учащихся. В частности, создаются объективные реальные возможности для выделения крупных дидактических единиц, укрепления межпредметных связей и отработки у учащихся метапредметных компетенций;
- появляются новые задачи у медико-психолого-педагогической службы в условиях изменения когнитивных функций учащихся. При интегративном подходе происходят изменения в развитии высших психических функций детей. Трансформации подвергаются память, мышление, внимание;
- интеграция потребует от администраторов образования реализации гибких форм образовательных моделей, позволяющих сочетать очное, очно-заочное и заочное образование. Гибкая организация учебного процесса будет создавать условия для комфортной коммуникации педагогов и учащихся.
Такая коммуникация предполагает совместный выбор места, времени и темпа обучения:
- интегративный подход будет способствовать внедрению сетевых технологий обучения в образовательный процесс;
- отдельная проблема, с которой мы столкнемся в ближайшем будущем, – это нейронные сети, которые уже в скором времени вторгнутся в образовательный процесс. Возможность обучения – одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами;
- дистанционные формы обучения обогатили практику воспитательной работы. Во-первых, они позволили осуществить интеграцию основного и дополнительного образования, обеспечив синергию единого образовательного процесса. А во-вторых, расширили возможности проведения внеклассных мероприятий. Разумеется, виртуальная реальность никогда не подменит реальный поход или посещение художественной галереи. Но подготовка к живому делу может быть поручена самим воспитанникам, которые в состоянии самостоятельно выявить все объекты на маршруте похода или экспедиции, заслуживающие внимания, подготовив о них все необходимые информационные материалы. Тот же подход уместен и в отношении подготовки к посещению картинных галерей, музеев и выставок;
- меняющаяся педагогическая реальность диктует необходимость модернизации педагогического образования и всей системы повышения квалификации учителя;
- усложнение содержания педагогического труда должно повлечь за собой его финансовое и материальное обеспечение, разработку системы стимулирования профессионального учительского роста.
Таковы, на мой взгляд, ближайшие и отдаленные перспективы работы школы с учетом нового опыта, накопленного в условиях пандемии. Нам не дано предугадать, с какими новыми напастями может встретиться человечество. Тем более перед лицом возможных вызовов и угроз надо научиться извлекать уроки, чтобы встречать их во всеоружии.
Евгений Ямбург,
заслуженный учитель России