Образовательная политика // Колонка

«Новый учебный год не будет обычным»


«Новый учебный год не будет обычным»
Коллаж ВО. Фото: virilismed.ru, yandex.by

Похоже, что профессиональное сообщество живет с ощущением, что сложный период, связанный с кардинальным изменением режима обучения детей в школе, остался позади. Еще сдать ЕГЭ – и можно будет совсем успокоиться и забыть это как страшный сон. У большей части, похоже, нет уже желания анализировать, извлекать уроки и даже принимать благодарности за проявленный героизм… И это вполне понятно.

Действительно, все, кто был вовлечен в этот напряженный процесс: учителя и директора, родители и дети – заслужили отдых, и этот отдых как никогда ранее критически важен для восстановления сил, психологического и отчасти (к особому сожалению) физического здоровья.

Видно, что почти все единодушны в желании и настроены начать новый год «как обычно», буквально занять свои привычные позиции в физическом пространстве школ. Очень хочется, чтобы эти желания стали реальностью.

Но реальность, увы, будет иной. Новый учебный год не будет обычным. Это можно утверждать вполне определенно.

При этом точно определить весь спектр и масштаб отличий сейчас не сможет точно никто. И это второе достаточно уверенное утверждение.

Пресловутый VUCA-мир оказывается не так далек и не так абстрактен, как казалось. Он близок, конкретен и не оставил времени для того, чтобы готовиться в том ключе, как предлагали (что вполне в VUCA-логике, предполагающей сложность прогнозирования в неопределенной ситуации).

Можно наметить следующие основные измерения «неопределённости, нестабильности, сложности и неоднозначности», в которых школа будет работать в новом учебном году.

Связанная непосредственно с пандемией. Прогнозы вероятности новых волн и периода их наступления пока очень неопределённые. Очевидно, что риски заболеваний и распространения вируса через места массового пребывания, к которым относится школа, сохранятся. Пока нет вакцины, объективно существует вероятность того, что закрытие школ может повторяться. Если школы не будут закрыты, то режим обучения и жизнедеятельности детей будет отличаться от традиционного, связан с теми или иными ограничениями. Свежие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций…» показывают, что иллюзий у регулятора не было, а была пауза, которая могла эти иллюзии сформировать у профессионального сообщества.

И нет уверенности, что правила не будут ужесточены ближе к началу учебного года. В свою очередь уже имеющиеся требования и рекомендации являются объективно сложными для реализации, в большинстве своем новыми, влекущими изменения в регламентах работы коллектива, взаимодействия с контрагентами, требующими дополнительных ресурсов. Кроме того, в зависимости от эпидемиологической ситуации в целом или обстоятельств, затрагивающих отдельные школы (временное закрытие в связи с заболеванием), школа должна быть готова к экстренному разворачиванию\сворачиванию дистанционного обучения.

Изменения в условиях станут вызовом и для детей и родителей, хотя официально к ним не предъявлены и, возможно, не будут предъявлены формальные требования. Информировать, просвещать, разъяснять и готовить родителей и детей к обучению в новых условиях, как обычно бывает, станет задачей школы.

Связанная с последствиями изменения режима обучения для качества образования и психоэмоционального состояния школьников. Рискну утверждать, что большинство школ не имеет ясной (как минимум сопоставимой с обычным завершением года) картины относительно уровня знаний учащихся, тех потерь, которые они понесли вследствие перехода в дистанционный режим обучения. Попытки оценить потери появляются, они важны, но носят пока довольно общий характер и соотносятся с системой в целом или отдельными группами учащихся.

Вопрос остается открытым применительно к учащимся конкретной школы, класса. Еще меньше ясности относительно последствий обучения в условиях изоляции для эмоциональной сферы, психологического здоровья учащихся. И опять же не абстрактных подростков, но детей, с которыми предстоит встреча учителям, которые встретятся друг с другом после длительного перерыва.

И в традиционном режиме обучения педагоги, даже классные (в обоих смыслах), далеко не всегда видят ясную картину происходящего с детьми (события вооруженного насилия в школе последних лет – наиболее трагичный симптом), а отсутствие полноценного контакта в течение 5 месяцев несомненно усилит эту неопределенность и нестабильность.

Учителя должны быть готовы, что обычный старт с программами нового класса может не задаться, потребуется повторение пройденного и восстановление забытого, уровень внутриклассной дифференциации окажется выше обычного. И также готовы к неожиданным поведенческим реакциям на привычные ранее действия, росту тревожности, фобий, психосоматических проявлений.

Связанная с опытом прохождения (проживания) периода дистанционного обучения. Как показывают первые исследования, ситуация обучения вне школы оказала трансформирующее воздействие на установки и стратегии детей и семей в отношении обучения в целом, оценки возможностей конкретных учителей и школ. Полученный опыт окажет влияние на отношение к учителям, выбор школ, формы обучения уже в новом учебном году. Для некоторой части семей в сочетании с субъективными оценками рисков заражения коронавирусом полученный опыт станет стимулом к переходу на семейное образование. Это измерение будет иметь значение для меньшего числа школ. Однако определить точно этот сегмент затруднительно, что опять же позволяет говорить о том, что для каждой школы будет важной готовность к его проявлениям.

Итак, в каждом случае размышления о различных аспектах ситуации, в которой окажутся школьные сообщества в новом учебном году, завершались признанием важности готовности школы, педагогов и администрации.

Эту готовность, в отличие от традиционной готовности к новому учебному году, нельзя проверить в августе по известному чек-листу. Конечно, могут найтись желающие придумать такой чек-лист из справок, планов, регламентов, иных документов, которые должна предоставить школа. Не исключаю, что из чьих-то рук (таких мало) может выйти весьма полезный инструмент такого рода, а в чьих-то (их больше) это станет очередной придавливающей надзорной процедурой.

Я не возьмусь прогнозировать. Более того, возвращаясь к началу размышлений, в каком-то смысле хочется, чтобы администрация и учителя отдыхали и не думали о сложностях, с которыми придется столкнуться.

Но не возьмусь и успокоить.

Помочь школам хочется. Особенно глядя на то, какое большое число руководств и рекомендаций по открытию школ, восстановлению обучения подготовлено в помощь школам Англии, Европы, Америки, со стороны власти и профессиональных объединений. Российских пока нет. Может, наши органы управления мудрее и предвидят тщетность таких усилий? Или извлекли уроки образования в условиях пандемии и решили предоставить больше автономии школам?

Поэтому школам придется готовиться самим.

Уверен, что для ответственных школьных команд с сильными лидерами эта подготовка к новому VUCA-году уже началась. Ее процесс и возможные результаты – решения, которые будут использованы на практике – это то, что мы в первую очередь будем называть образовательными инновациями пост(?)ковидной школы.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube