Неделю назад опубликован проект постановления правительства о внедрении модели цифровой образовательной среды в 14 регионах с 1 сентября. Казалось бы эксперимент нужно было запускать еще полтора года назад, но прошлый состав министерства просвещения саботировал цифровые решения в образовании. В итоге школы по всей стране оказались не готовы к дистанционным урокам, а новость о новом образовательном эксперименте «ударила» по людям как раз в тот момент, когда все с ужасом ждали, что новый учебный год начнется онлайн.
Задачи эксперимента:
- равный доступ всех детей к качественному образованию,
- разработка и внедрение новых образовательных технологий,
- обеспечение школ высокоскоростным интернетом, мощными компьютерами и мультимедийным оборудованием,
- создание образовательных сервисов с богатым контентом, систем видеотрансляций и дистанционного обучения.
Ровно до последнего пункта в целом все всем нравилось. Однако упоминание дистанционного обучения, к которому оказались готовы всего 25 процентов российских школ, вызвавшее гигантское напряжение родителей и детей, оказалось тем самым триггером, способным в одночасье похоронить многомиллиардный и в целом весьма неплохой проект. Никто не стал вдаваться в подробности, что цифровая образовательная среда и дистанционное обучение – это не одно и тоже. В СМИ, социальных сетях, родительских сообществах мгновенно забурлило недовольство.
Родители из глубинки с ужасом вспомнили, как потратили последние копейки на покупку необходимой техники для онлайн обучения да как бегали в соседнее село на пригорок, чтобы «поймать» интернет.
Даже успело дойти до утверждений, что, мол, школа в классическом ее понимании отныне станет платной и обучение с живым учителем, партой и доской смогут себе позволить только обеспеченные люди. А всем остальным придется довольствоваться просмотром уроков на дешевом китайском планшете. И то, если интернет будет.
В Астраханской области, которая вошла в число 14 регионов-«счастливчиков», родители и вовсе устроили стихийное собрание, которое ко всеобщему изумлению возглавил местный министр образования Виталий Гутман. Он признался, что его, как дедушку пятерых внуков, качество дистанционного образования тоже не устраивает. В подтверждение своей солидарности с родителями он даже взял в руки плакат с надписью «Наши дети должны учиться в школе, а не на кухне».
Только после всеобщих возмущений на федеральном уровне решили объясниться.
Не до публикации проекта, а сильно после. Чиновники еще раз опровергли слухи, что в новом учебному году дети будут учиться онлайн и подчеркнули, что эксперимент никак не связан с пандемией.
Проект «Современная цифровая образовательная среда» действительно стартовал задолго до пандемии, в 2018 году, и был направлен на создание новых цифровых возможностей в школах, а не на массовый переход на дистанционное обучение.
Времени для определения регионов-пилотов, информирование населения было предостаточно. Однако для распространения информации выбрали именно тот момент, когда вся страна, едва успев оправиться от шока дистанционной четверти, с ужасом ожидала новостей о продлении режима онлайн-обучения в новом учебном году. Стоит ли удивляться, что правительственный документ, в котором мельком упоминается о дистанционном обучении, люди восприняли как легализацию онлайн-уроков и тотальный переход школ на дистант?