Уникальную методику, способную помочь адаптации ребенка в коллективе, разработали ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). По словам авторов, созданная ими система позволяет определить уровень самостоятельности и построить индивидуальный маршрут помощи, которая обеспечит развитие жизненных компетенций, в том числе у детей с аутизмом и другими особенностями развития. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
Одной из актуальных задач современной психологии является создание таких методов диагностики уровня социальной и жизненной адаптации детей, которые позволяют в естественной среде измерять реальные способности ребенка к самостоятельной деятельности, утверждают исследователи МГППУ.
Разработанная ими система оценки жизненных компетенций, по словам авторов, помогает определить, способен ли ребенок осознанно принимать решения и действовать в соответствии с ними, или же он нуждается в пошаговом сопровождении. Как подчеркнули ученые, метод ориентирован на анализ поведения в школе, что имеет большую ценность как для науки, так и для педагогической практики.
«Измерить развитие жизненных компетенций ребенка по нашей шкале может любой учитель. Методика предполагает наблюдение за поведением в типичных школьных ситуациях: на уроке и перемене, в столовой или раздевалке, на улице и так далее. Это позволяет избежать искажений, возникающих, если поместить ребенка в «лабораторные» условия, например, на прием у специалиста», – рассказала доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии МГППУ Елизавета Давыдова.
Оценка происходит по 75 пунктам. Как объяснили ученые, статистический анализ данных позволяет определить уровень организованности ребенка, уровень соответствия его поведения требованиям среды, а также проанализировать влияние на адаптацию индивидуальных особенностей.
«За типичными школьными неудачами – низкой успеваемостью или плохим поведением – у каждого ребенка стоят конкретные индивидуальные проблемы. Условная »двойка» может быть вызвана абсолютно разными причинами – непониманием задачи, сниженной скоростью работы, эмоциональным дискомфортом или другими факторами, источник которых необходимо установить, чтобы оказать грамотную помощь», – подчеркнула Елизавета Давыдова.
По результатам количественной оценки нарушений строится индивидуальный профиль ребенка, проясняющий причины дезадаптации. В соответствии с ним определяются оптимальные пути помощи, причем, как отметили ученые, результаты оценки применимы в работе разных специалистов – педагогов, психологов, медиков. Особую ценность, по мнению авторов, методика имеет при сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими особенностями развития.
С началом учебного года научный коллектив намерен перейти к более широким испытаниям методики, к которым, по словам авторов, уже присоединилось множество школ и организаций в России и СНГ. В ближайшем будущем методика будет полностью доступна для публичного использования на сайте Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ.