Дистанционное обучение // Статья

Шесть шагов для организации дистанционных занятий


Шесть шагов для организации дистанционных занятий
Фото: coindesk.com

В последнее время преподавателям и репетиторам приходится проводить занятия в режиме онлайн, чтобы соблюдать правила социальной дистанции. Я часто слышу отзывы своих друзей-педагогов о том, как они обеспокоены дистанционным форматом обучения и ищут способы приспособиться, не имея возможности преподавать в классе или аудитории. Чем больше я разговариваю с преподавателями, тем больше я поражаюсь их стойкости и упорству при освоении навыков дистанционного обучения. Но при планировании занятий онлайн важно также заранее позаботиться о выборе удобной платформы и надежных решений для видеоконференц-связи. Как показал недавний опрос RAEX, более половины (58,1%) российских студентов заявили о технических проблемах с доступом к дистанционному образованию.

В этом материале я хотела бы представить некоторые советы из моего более чем 15-летнего опыта удаленного сотрудничества, которые могут помочь преподавателям в организации виртуальных занятий.

Распланируйте ваш урок заранее

  • Распланируйте урок так, как будто вы будете вести его в классе или аудитории. Обозначьте цель занятия, его формат, структуру. Составьте четкое расписание, выделите время для участия обучающихся в уроке.
  • Запланируйте виртуальные перерывы, во время которых ученики смогут пообщаться в чате, поделиться впечатлениями о новом формате занятий или отвлечься на домашние дела.

Обозначьте план занятия в приглашении на урок

  • Отправьте своим ученикам электронное приглашение на виртуальный урок, пропишите в нем дату, время, детали урока, а также инструкцию по подключению к онлайн-встрече.
  • Четко сформулируйте в приглашении свои ожидания от занятия. Если ученикам необходимо скачать какие-либо материалы для урока, получить доступ к онлайн-ресурсам или выполнить подготовительную работу до начала занятия, убедитесь в том, что все эти требования четко прописаны в вашей инструкции, и укажите сроки выполнения этих заданий.
  • Расскажите ученикам о правилах видеоэтикета. К основным правилам можно отнести, например, отключение микрофона для тех, кто не говорит в данный момент, чтобы посторонний шум не отвлекал говорящего. Урок будет организован гораздо лучше, если обучающиеся будут знать, как задавать вопросы в чате или использовать специальную функцию поднятия руки (такая функция есть в популярной платформе для совместной работы Microsoft Teams), и нужно ли им включать видео.
  • Не волнуйтесь, если что-то не сработает идеально с первого раза. Помните, что многие из нас новички в организации удаленной работы, поэтому каждый может, например, забыть что-то включить.

Заранее подготовьте свое пространство для удаленной работы

  • Убедитесь в том, что у вас достаточно хорошее освещение. Лучше всего поддерживать естественное освещение, обустроив рабочее место возле окна или поставив перед собой лампу. По возможности не размещайте стол так, чтобы за вашей спиной оказались окно или лампы, иначе вас будет плохо видно.
  • Решите заранее, как вам будет удобнее вести урок – стоя или сидя. Это зависит от вашего преподавательского стиля и темы занятия. Затем спроектируйте свой виртуальный класс соответствующим образом.

✔️ Если вы решили сидеть, убедитесь, что камера расположена на уровне ваших глаз или чуть выше. Возьмите подставку для ноутбука или поднимите компьютер на необходимую высоту при помощи стопки книг. Если вы хотите обеспечить качественную видеосвязь, обратите внимание на камеры Poly EagleEye.
✔️ Если же вы хотите провести урок стоя, то можете оградить пространство на полу лентой, чтобы во время занятия вы понимали, как далеко от компьютера вы можете отходить, чтобы ваше изображение не пропадало с экрана.

  • Убедитесь в том, что рядом с вами лежат все необходимые для занятия материалы, чтобы не приходилось отвлекаться во время урока.
  • Проверьте также, нет ли на заднем плане чего-то, что может отвлечь внимание ваших учеников.
  • Предупредите тех, с кем вы живете, о том, что вы будете вести урок, чтобы они вас не прервали по ошибке.
  • Не забудьте закрыть дверь и окна, чтобы свести фоновый шум к минимуму.

Настройте ваши устройства

  • Если можете, подключите ваш ноутбук к проводной локальной сети, не полагаясь излишне на Wi-Fi сеть. Это может показаться устаревшим приемом, но он все-таки обеспечивает более быстрое и надежное соединение.
  • Внимательно изучите технологии видеоконференц-связи, с которыми вам предстоит работать (ваш VaaS-провайдер). Воспользуйтесь различными онлайн-руководствами по использованию таких платформ, как Zoom и Microsoft Teams.
  • Используйте высококачественные гарнитуры с шумоподавлением, которые снижают фоновый шум на ближнем и дальнем расстояниях. Они помогут вам сфокусироваться во время занятий.
  • Убедитесь, что у вас под рукой есть контактные данные службы технической поддержки, если таковая имеется.
  • Заранее загрузите приложение для онлайн-встречи или откройте его в окне браузера.
  • И помните: вы сделаете ошибку, полагая, что все пройдет гладко. Новый формат проведения занятий требует наличия определенных инструментов и подготовки.

Сделайте пробные звонки

  • Проверьте настройки конфиденциальности, чтобы разрешить участникам доступ к микрофону/камере.
  • Сделайте пробные видеозвонки с другими преподавателями, чтобы ознакомиться с форматом дистанционного обучения.

✔️ Проверьте заранее, работают ли ссылки и онлайн-приглашения на занятия.
✔️ Протестируйте громкость, сравните качество звука при использовании гарнитуры и при использовании микрофона, встроенного в компьютер. Посмотрите, как можно отключить звук вашего компьютера, а также как вы можете отключить звук у себя или у других участников собрания.
✔️ Попробуйте разобраться, как использовать более сложные функции, например администрирование виртуальных комнат отдыха, демонстрацию экрана, возможность отметиться присутствующим или поднять руку в виртуальном пространстве.

  • Если ваш урок предполагает использование реквизита и демонстрацию, протестируйте это в первую очередь, чтобы участники могли видеть и понимать то, что вы им показываете.
  • Запишите ваши тестовые звонки и воспроизведите их, чтобы понять, как они выглядят со стороны. Скорректируйте что-то в случае необходимости.
  • Не забывайте о том, что всегда есть вероятность возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могут изменить ход вашего занятия. Например, погодные условия – солнце или дождь – могут повлиять на освещение в вашей комнате. Кроме того, на заднем плане могут оказаться ваши дети, которые будут шуметь. Несмотря на то, что эти вещи порой неизбежны, стоит заранее тщательно подготовиться.

Уроки в режиме онлайн

  • Закройте все приложения на вашем ноутбуке, которые вы не будете использовать во время урока. Все открытые приложения могут быть видны при обмене файлами во время занятия.
  • Подключайтесь к онлайн-встрече на пять минут раньше запланированного времени. На некоторых платформах никто не может присоединиться к собранию до тех пор, пока организатор встречи не начнет звонок. Начав пораньше, вы также сможете немного пообщаться с участниками на отвлеченные темы.
  • Смотрите на камеру так, чтобы поддерживать зрительный контакт со всеми участниками.
  • Ведите занятие так, как будто вы находитесь в одной комнате. Общайтесь в чате с учениками, четко объясняйте материал, повторяйте сказанное, если необходимо, и предлагайте обучающимся четкие инструкции.
  • Поощряйте взаимодействие, чтобы удержать внимание участников.
  • Выделите время на самостоятельную работу (при этом не покидая собрание), чтобы ученики могли подумать над заданным вопросом, выполнить практические задания.
  • Также поощряйте обратную связь. Спросите у учеников, есть ли у них идеи по улучшению проведения дистанционных уроков.
  • В завершение занятия повторите основные выводы, расскажите участникам о том, что их ждет на следующем уроке.
  • Не забудьте завершить звонок. Ученики могут слышать и видеть все, что вы делаете и говорите, пока вы не покинули виртуальное собрание.

Интересно наблюдать за тем, как мои знакомые преподаватели организовывают удаленное обучение. Важно помнить о том, что в последнее время мы работали и пока продолжаем работать в уникальных и сложных условиях, поэтому особенно важно быть терпеливыми и помогать другим приспосабливаться к взаимодействию онлайн.



Новости





























































Поделиться