23 мая на семинаре «Инициатива ФГОС 4.0: экономика образования» эксперт публичного акционерного общества «Сбербанк» Анна Хамардюк рассказала о подходах к системе оплаты труда в образовании.
«За то время, пока в министерстве разрабатывали подходы к переконфигурированию системы оплаты труда учителей, удалось понять, что средства выделяются, когда обществу очевидна необходимость и понятен результат конкретной работы (например, оплата классного руководства как выделенной функции)», – подчеркнула эксперт.
Рассуждая о корреляции средней заработной платы по региону и заработной платы учителя, Анна Хамардюк отметила, что факторы, двигающие экономику, тесно связаны с уровнем образования населения.
«Образование обеспечивает тот уровень экономики, который есть в регионе, в том числе и среднюю заработную плату», - уверена Хамардюк.
Например, в развитых странах превышение заработной платы учителя над средней по экономике дает ощутимые эффекты в образовании.
В целом по России показатели планируемой заработной платы в 2019 году выполнены, в 71 регионе на 100%, в Москве – на 140%. Развивается мобильность педагогических кадров, которая поднимает вопрос квалификации учителя.
По мнению эксперта, сегодня нет явных требований к уровню квалификации учителя, нет описания самой квалификации.
В порядке аттестации зафиксированы внешние параметры, не всегда отражающие качество учительского труда. Повышение уровня заработной платы связано только с изменением количественного параметра (часов). Это значит, что никакие качественные требования к деятельности не зафиксированы, и учитель получает заработную плату за обезличенный труд. Компенсационные выплаты не охватывают все функции педагога.
Анна Хамардюк подчеркнула, что на федеральном уровне очевидно, что не выполняется рекомендуемое соотношение базовой и стимулирующей частями оплаты труда. Отсутствие требований к систематическому повышению квалификации не стимулирует выделение на это средств школами, которые не работают над системой профессионального роста.
При изменении единицы норматива, которая закладывается в «Инициативе ФГОС 4.0», должны измениться контуры расчета системы оплаты труда, которые позволят учителю вне зависимости от региона понимать, на какую оплату труда он может рассчитывать.
Эксперт считает необходимым:
- провести аудит региональных расходов на образование с целью выявления возможностей перераспределения средств на повышение заработной платы учителей;
- создать единое описание квалификаций с оценочными процедурами (не аттестационными);
- создать сеть центров сертификации учителей для возможности формализации учителем своей профессиональной ценности