6 апреля на совещании думской фракции КПРФ с премьер-министром Михаилом Мишустиным, депутат Олег Смолин внес предложение об отмене в 2020 году ЕГЭ. «Вести образования» попросили депутата Олега Смолина прокомментировать предложение и реакцию правительства.
Эту инициативу я озвучил 6 апреля на видеоконференции с участием председателя правительства Михаилом Мишустиным с руководством Госдумы и фракцией КПРФ.
На мое предложение об отмене ЕГЭ прореагировал не председатель правительства, а министр просвещения Сергей Кравцов, который отметил, что ЕГЭ состоится 8 июня.
Если это так и произойдет, то, думаю, вопрос можно было бы и не обсуждать.
Вопрос обсуждается в том случае, если придется передвигать экзамены на июль или даже на август ввиду эпидемиологической обстановки.
Вот тогда возникает альтернатива: передвигать или отменять.
Но такие решения принимает не Минпрос, а правительство или президент.
Во всех странах мира карантинные меры, связанные с коронавирусом, продолжались не один месяц, а два – два с половиной.
Очень хорошо, если у нас будет иначе, но пока число инфицированных вирусом растет.
Не исключено, что ЕГЭ придется передвигать. Почему я считаю целесообразным рассмотреть вопрос об отмене ЕГЭ?
Я убежден, что большинство одиннадцатиклассников России не будут иметь нормальных условий для подготовки к экзаменам.
Напоминаю: недавно губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь обеспечить школьников компьютерной техникой. Даже не в самой бедной северной столице компьютеры есть не у всех.
А теперь представим себе сибирское или любое другое село, где у бОльшей половины ребят нет компьютера, а в школах нет широкополосного интернета.
Как в такой ситуации готовиться к ЕГЭ в дистанционном режиме – большой вопрос.
Онлайн-образование в таких условиях не даст определенного уровня подготовки, и не исключено, что количество ребят, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестата зрелости, в этом году будет значительно больше, чем в предыдущем.
Не говоря уже о том, что главное достижение ЕГЭ – увеличение числа ребят из регионов, поступающих в московские и питерские вузы – будет поставлено под сомнение, поскольку далеко не в каждом регионе существуют те же условия дистанционного обучения, как в Москве.
В случае отмены ЕГЭ я бы предложил следующую версию, подлежащую экспертному обсуждению: проводить аттестацию за школу и прием в вузы по совокупности учебных и внеучебных достижений детей за последние три года.
Почему за три? Для того чтобы не было соблазна «накручивать» оценки в последнем полугодии.
Почему учебных и внеучебных? Потому что в США, от которых мы заимствовали идею ЕГЭ, вузы при приеме учитывают не только его результаты, но и другие факторы, в том числе спортивные достижения.
Я думаю, родители наших учащихся позаботятся о том, чтобы собрать портфолио своих детей – результаты участия в олимпиадах, в спортивных и творческих конкурсах, и сделать это не так уж сложно.
При этом для абитуриентов должна быть сохранена возможность подавать документы в несколько вузов, как это делалось до настоящего времени.
Конечно, плохо менять правила игры во время игры, но когда ситуация чрезвычайная, то возможны исключения. И если уж в США – на родине Единого экзамена – эта процедура отменена, то вряд ли нам надо быть бОльшими католиками, чем Папа Римский.