ФГОС // Колонка

ФГОС 4.0: Сертификаты дадут право ученикам и их семьям выбирать индивидуальные образовательные маршруты


ФГОС 4.0: Сертификаты дадут право ученикам и их семьям выбирать индивидуальные образовательные маршруты
Фото: zen.yandex.com

В нынешней непростой ситуации благодаря дистанционным технологиям обучения и действующим стандартам пока все пытаются сохранить и финансирование, и его механизмы и надеются, что в течение ближайших месяцев ситуация станет более понятной. Но пока ясность не наступает, я могу высказать наши пожелания и предложения, которые были до этих жёстких карантинных мер, и они сводились к тому, чтобы предоставить гораздо больше автономии в распоряжении бюджетными ресурсами образовательным организациям, обучающимся и их семьям.

В частности, моё предложение заключалось в том, чтобы перейти на компонентный состав стандарта, когда есть обязательная часть, за которую отвечает образовательная организация, и вариативная часть, за которую отвечает сам обучающийся и его семья. Таким образом, дети смогут реализовать свои потребности не только в собственной школе, но и в других организациях на основе сертификата, с которого будут списываться бюджетные средства на счета тех организаций, которые выберет ученик (по принципу «деньги следуют за учеником»). Это могут быть Кванториумы, музыкальные школы, спортивные комплексы, колледжи или интернет-ресурсы: Фоксфорд, Учи.Ру, Яндекс. Учебник, МЭШ или РЭШ.

Модель сертификата в дополнительном образовании уже в течение двух лет отрабатывается в 40 регионах. Эта идеология в распределении ответственности и в праве распоряжения общественными финансами позволяет реализовать индивидуализацию образовательных маршрутов и с точки зрения организационно-финансовой мне представляется достаточно убедительной.

Мы тем самым приучаем родителей и детей выбирать курсы, дисциплины, организации в зависимости от интересов, способностей и достигнутых результатов.

Пропорции между обязательной и вариативной компонентами стандарта должно определить педагогическое сообщество. Условно говоря, 75% – это обязательная часть, 25% – вариативная. И дальше учредитель просчитывает базовые нормативные затраты по отношению к каждой услуге и умножает число обучающихся по тому или иному уровню образования на базовый норматив с учётом коэффициентов и дает государственное или муниципальное задание образовательной организации.

Пока учредитель не вправе передавать часть финансирования в другие организации.

Но недавно был разработан законопроект о государственном муниципальном заказе, где проработана система сертификатов не только в образовании, но и в здравоохранении, и в социальном обеспечении, причем заказ возможен на конкурсной контрактной основе. Законопроект уже принят в первом чтении, но из-за пандемии его дальнейшее рассмотрение приостановилось.

Если все эти инструменты, механизмы передачи бюджетных средств в другие организации будут закреплены законодательно, то мы получим очень серьёзное с экономической точки зрения решение этих вопросов. И для нас очень важно продвигаться в этом направлении. Я считаю, что предоставление права распоряжаться частью общественных ресурсов в интересах и по выбору самих обучающихся – это шаг навстречу повышения эффективности бюджетных расходов, поскольку то, что не востребовано самими семьями и не даёт желаемых результатов, конечно, не будет финансироваться. Будет финансироваться лишь то, что соответствует выбору граждан, и это даёт толчок разработчикам предлагать те программы, которые вызывают интерес и обеспечивают результат.


Приглашаем 18 апреля на Сетевую межрегиональную конференцию «Эврика-Авангард – 2020», где в формате дискуссий и проектных групп будет сформирована инициатива «ФГОС 4.0» по ключевым содержательным направлениям.

Конференцию «Эврика-Авангард - 2020»



Новости





























































Поделиться