Качество образования // Статья

Что означает «учиться по Занкову»


Что означает «учиться по Занкову»
Леонид Занков с учениками

119 лет назад, 23 апреля 1901 года, родился Л.В. Занков, который известен многим родителям и учителям по системе развивающего обучения в начальной школе.
В чем основные идеи системы? Как она развивает ребенка и что дает, помимо предметных знаний? Как проходит урок и как выглядят задания?

В чем идеи системы Л.В. Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди, обладающие помимо профессиональных навыков высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в новой ситуации. Общество сформулировало новые требования к выпускнику школы: вместо послушания, повторения и подражания – креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Современный человек живет в постоянно меняющемся мире, он должен уметь быстро и самостоятельно осваивать новое.

Вашему ребенку (как и вам сейчас, если хотите быть конкурентоспособными) надо будет постоянно осваивать новые методы и приемы работы, включаться во взаимодействие с новыми людьми, и вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией.

Чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать ситуацию, сравнивать объекты и способы действий, устанавливать между ними связи, делать умозаключения, находить непривычные, новые решения, владеть коммуникативными навыками. Это касается абсолютно всех детей: и тех, кто хорошо учится, и не очень. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту.
Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система развивающего обучения, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901–1977) вместе с его сотрудниками и последователями, которые и сейчас продолжают развивать его идеи.

Целью обучения школьников Л.В. Занков считал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.

Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – развитие его ума, воли, чувств, нравственных представлений, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план освоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Таким образом, ЗУНы рассматриваются как необходимое средство достижения развития каждого ребенка.
Система сложилась в ходе психолого-педагогического эксперимента и проверки результатов в разных условиях обучения: в больших, малых городах, в сельских школах. Длительный опыт работы по этой системе подтвердил прямую зависимость качества обучения, жизненной успешности от динамики продвижения ребенка в общем развитии.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка.

Развитие может осуществляться только в ходе самостоятельной, преобразующей деятельности и предполагает, что процесс обучения должен быть ориентирован на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные особенности и создать условия для оптимального развития каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то станет тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Кого учат в занковских классах? Всех детей, начиная с шести с половиной лет, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

В настоящее время основным нормативным документом Министерства образования и науки РФ для начального общего образования является «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (ФГОС НОО, 2009 г.). В этом документе в качестве цели и основного результата образования названо «развитие личности обучающегося». В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие положения системы Л.В. Занкова, выдвинутые еще 60 лет назад, и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • цель образования – развитие личности (или общее развитие каждого ребенка);
  • понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;
  • организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели.

Уже десятилетия назад Занков смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому сейчас мы можем предложить нашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть конкретные особенности именно этого ребенка.

Если говорить об отдаленных результаты воздействия обучения по системе Л.В. Занкова, то это высокий уровень социализации детей (наличие навыков, которые необходимы для успешной дальнейшей жизнедеятельности в обществе), осознанный выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; в качестве дополнительных достижений ребенка можно назвать высокие показатели и победы в олимпиадах, количество медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

В настоящее время для классов, которые занимаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, разработано восьмое поколение полного учебно-методического комплекта. (учебники, рабочие тетради, методические рекомендации, тематические и поурочные планирования, пособия по изучению результативности обучения).

При написании учебников авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Учитывая возрастные особенности детей, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Учтена также и другая особенность младших школьников – их возрастная склонность к исследованию, к открытию.

Для иллюстрации рассмотрим упражнение из учебника по русскому языку (автор Н.В. Нечаева) для 1-го класса (последняя четверть):

Ползет, шипит живой канат,
Несет в себе опасный яд.

Задания и вопросы с пояснениями: Отгадай загадку.

(Чтобы избежать простого припоминания отгадки, формулируется следующий вопрос, который требует анализа слов загадки, доказательности ответа.)
Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета?

(Весьма продуктивным средством активизации мыслительной деятельности школьников являются неверные предположения, высказанные учителем. Например, после правильного ответа: «Змея», учитель возражает: «А я думаю, что это не змея, а шланг, по которому идет газ для наших плит. Он тоже ядовитый». Дети удивляются, смеются, но не поддерживают мнение учителя, так как в загадке говорится, что канат живой.)

Запиши отгадку.

(При записи следует обратить внимание на правописание буквы и после шипящих.)

Выпиши из загадки рифмующиеся слова. Сравни звуки и буквы в конце рифмующихся слов. (Сравнивается звучание ударных гласных звуков: звук один [а], буквы разные а, я, – и звучание конечных согласных: звуки одинаковые [т], буквы разные т, д. Вывод о расхождении написания и происхождения, подходы к пониманию, что такое орфограмма – опасное место при написании слов).

Главное в этом многоаспектном задании то, что каждый ребенок найдет свою нишу, ведь задание затрагивает и фольклор как жанр литературы, и разные разделы русского языка.

Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Многоаспектность заданий к одному содержанию чрезвычайно важна для становления ученика, для воспитания волевых качеств личности, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании; для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного задания, работая со всем классом. Это существенное условие для индивидуализации обучения, т.к. на таком широком поле возможностей нишу для деятельности найдет каждый ребенок. Это еще одна возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи, накапливать наблюдения над языком, которые пригодятся в будущем, в данном случае – оглушение звонких согласных в конце слова.

Таким образом, работа учеников с многоаспектными заданиями обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся учебных ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, формируется прочность усвоения программного материала.

В таком распределении в учебнике (во всех учебниках) обязательного для усвоения материала – два разных подхода к формированию прочности знаний. Сравним их с поливом почвы. Можно это сделать быстро, поливая сильной струей. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения. И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий.

Примерьте к себе приведенный и следующие ниже примеры, и вы поймете, что, с одной стороны, мы, взрослые, и наши дети очень похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а с другой стороны – что мы очень разные, например, по-разному воспринимаем информацию и реальный мир.

Взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Целесообразно ли сравнивать современные учебники и манеру преподавания со своим школьным опытом?

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников системы Л.В. Занкова в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае необходимости вы можете перевести ребенка из занковского класса в любой другой. Он легко впишется в новые условия.

Как проходит урок в занковских классах?

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков традиционных.

Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками, когда, по выражению Л.В. Занкова, «ребенок доверяет свои мысли учителю».

В занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка.

Известное высказывание Л.В. Занкова: «Самое главное в методике – это состояние души на уроке учителя и ученика» – как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы, обратив внимание на выделенные слова, поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей – наших учеников:

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
– Барабанить не стану.
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки.
Не вижу морковки!

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на проблемные вопросы, которыми насыщены учебники.

Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы дети не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой. Наоборот: активность на уроке должна поощряться.

Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в «Азбуке» (авторы Н.В. Нечаева и К.С. Белорусец) столбики слов и ответить на вопрос: «Какое слово пропущено? Почему?»

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов). Включение последнего варианта – слово «ворота», которое не имеет формы единственного числа, – принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучивать слова и, главное, понимать их смысл. Ведь только ради этого мы и читаем.

К четвертому столбику все дети начинают понимать принцип их составления: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым – слово, называющее несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в тот момент, когда они, прочитав слово «ворота», приготовились назвать его в форме единственного числа, оказалось, что сделать этого они не могут. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия.

Но задание смутило не всех первоклассников. Один ученик говорит: «Здесь пропущено слово «воротник». Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: «ворота – воротник», кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать следующие слова в единственном числе.

Учитель: Столы.

Дети (дружно): Стол!

Учитель: Облака.

Дети: Облако!

Учитель: Ножницы.

Растерянность, несколько возгласов «нож» и тут же отказ от этого ответа. Учитель не помогает, называет следующие слова.

Учитель: Окна.

Дети: Окно!

Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Молчание.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Есть особенные слова в русском языке! Они не могут быть в единственном числе.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Занков говорил: «Ошибка – находка для учителя!» (В данном случае неправильный ответ «воротник» и подвел весь класс, а не одного ученика к самостоятельному осознанному выводу.) Если вдуматься в этот афоризм, станет понятно и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем: Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Сухомлинский, Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов, прежде всего отказывались от оценивания труда ученика на уроке посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее «палкой в руках учителя».

В системе Л.В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям – оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе.

И это третье, очень важное, условие для создания в классе развивающей среды.

В-четвертых, система Л.В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются занятия в библиотеке, экскурсии в музеи, театры, на концерты, в природу, на предприятия – в зависимости от учебного предмета и изучаемого материала; учителя используют фронтальную, индивидуальную формы работы, а также парами и группами.

Обучение по системе Л.В. Занкова не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей?

Некоторые родители при записи ребенка в школу просят для него программу полегче. Ну можно ли облегченно развивать?! Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?! Которая, напомним, у него состоится в 30-е–50-е годы.

«Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных карательных мер – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями парадоксальных ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе.

Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца? Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества?
Приведем задание из учебника «Окружающий мир» для 1-го класса (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), в результате решения которого первоклассники начинают интуитивно осознавать понятие «существенный признак». До этого они сравнивали на рисунках дерево, куст и травянистое растение по внешнему строению.

Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у учеников, трудные ли это задания, ответят – интересные.

Какими должны быть учителя в занковских классах?

В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно вы-брали эту систему, для которых она оказалась «своей».

Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя-профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить – здесь не обидят, не унизят.

Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь, с принятием новых образовательных стандартов, они потребовались в массовом порядке.

И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения вашего ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков.

Но прежде учителю, который решит работать по системе развивающего обучения, предстоит учеба: он может пройти переподготовку на специальных курсах, которые регулярно проводятся как в Москве, так и в регионах России, или воспользовавшись заочной формой обучения – вебинарами. Для подготовки и переподготовки учителей разработано три вида литературы:

1) теоретические основы системы развивающего обучения;

2) учебные пособия и программы для вузов, ссузов, ИРО;

3) популярная литература для родителей и начинающих учителей.

И, повторим, только в том случае, если учитель сам захотел работать по системе Л.В. Занкова, администрация школы может предоставить ему такую возможность, так как система, напомним, является государственной. Как правило, атмосфера творчества и сотрудничества, присущая урокам в занковских классах, увлекает не только учеников, но и учителя, и он обычно навсегда остается «занковцем».

Обучение в начальной школе закончено. Что дальше?

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт разработан и для начальной, и для основной школы.

Многолетний опыт реализации системы развивающего обучения показал, с какой готовностью учителя-предметники хотят работать с занковскими учениками. Их привлекают высокие результаты наших выпускников начальной школы по учебным предметам, учебная и общественная активность, высокие адаптационные возможности. Как правило, эти достижения сохраняются до конца обучения. В случае необходимости ученики-занковцы легко поступают в профильные гимназии и лицеи.

А если родители отдают предпочтение другим системам обучения?

Мы уважаем свободу выбора родителей, никогда и никому не навязываем своей системы. Мы считаем недопустимым ее внедрение в административном порядке; напротив, необходимо, чтобы в данной школе (или в соседней) были классы, обучение в которых ведется по другим системам (какой-либо традиционной или системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

У родителей всегда должен быть выбор, как и у учителя.

Если вы не принимаете учебники, по которым будет учиться ваш ребенок, если вас раздражает организация процесса обучения, и если учитель не развеял ваши сомнения, вы можете перевести своего ребенка в класс с другой системой обучения.

Кто разрабатывает систему развивающего обучения Л.В. Занкова и помогает учителям ее освоить?

В настоящее время вся учебная литература по системе выпускается издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний». С ним сотрудничает коллектив энтузиастов и единомышленников различного профиля: ученые (как специалисты по школьным предметам, так и психологи), методисты, учителя. Костяк составляют сотрудники, которые вместе с Л.В. Занковым выстраивали новую систему обучения и которые являются основными авторами учебников. Рядом выросла новая плеяда молодых занковцев, и сейчас наш коллектив объединяет более 50 авторов-исследователей.

Совместно с издательством мы регулярно проводим конкурсы, форумы, слеты для учителей-занковцев и конкурсы для учеников занковских классов.

Большую помощь в распространении системы и повышении квалификации учителей оказывает Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Каждый год объединение и издательство проводят интеллектуальный марафон для учеников 4-х классов, призванный выявлять и поддерживать одаренных детей, а также конкурсы для учителей.

Но главное – это тесное сотрудничество с региональными ИРО, школами и учителями-занковцами. Именно они обеспечивают обратную связь с коллективом разработчиков системы, они являются участниками и часто организаторами наших совместных мероприятий.



Новости





























































Поделиться