Дистанционное обучение // Статья

Как изменится школа после массовой «удаленки»

  • 14 апреля 2020

Как изменится школа после массовой «удаленки»
Фото: m.ru.delfi.lt

Какие главные уроки дает нам массовый уход школ на дистанционное обучение? Об этом «РГ» рассказала зампредседателя комитета по образованию Госдумы РФ, руководитель проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина.

По ее словам, для большинства учеников переход на дистанционное обучение ожидаемо обернулся постоянной внутренней борьбой: стало больше заданий и гораздо сложнее организовать свой день. Возникает много технических трудностей. Но у «удаленки» оказалась и другая сторона – в таком режиме обучения 21% ребят увидели для себя новые возможности, им стало интересно попробовать учиться по-другому. Такие данные получили специалисты ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования», опросив 2,4 тысячи родителей и почти 2,7 тысячи школьников по всей стране.

«Мы заметили, что в период дистанционного обучения сократилась доля детей, которым не нравится учиться, – рассказала Духанина. – Около 6% ребят сообщают, что учиться им не нравится совершенно – до карантина этот показатель составлял 8,5%».

Для 40% ребят удаленное обучение оказалось психологически более комфортным. Треть – считают, что в удаленном режиме они учатся так же продуктивно, как и в школе, 27% – уверены, что к экзаменам можно успешно подготовиться на «удаленке». Почти четверть учеников готовы учиться дистанционно и дальше, по учебникам или онлайн.

Самыми часто используемыми онлайн-ресурсами стали ЯКласс – им пользовались 44% опрошенных детей, Российская электронная школа (40%), Учи.Ру (27%), Дневник.Ру (22%) и школа «Фоксфорд» (14%). Треть учеников рассказали, что учителя проводят онлайн-уроки через Skype, Zoom, Jitsi Meet и другие программы.

Правда, есть и большой минус: все онлайн-платформы сейчас работают с перебоями. Об этом сообщили 88% использовавших их детей.

Еще недостатки? Работать со схемами и моделями в режиме «удаленки» получается только у каждого пятого школьника. Детям также стало сложнее запоминать информацию: только у 22% учеников с этим не возникает проблем. Не помогает переход в дистанционный режим и лучше анализировать данные, делать по ним выводы. Без труда с этим справляются 40% учащихся – на 13% меньше, чем два месяца назад.

– Эти способности оказались тесно связаны. В ближайшем будущем выигрывать будут те образовательные платформы, которые смогут вносить вклад в развитие базовых способностей, а не только аккумулировать учебные материалы и задания, – отмечает Любовь Духанина.

Что с родителями? Большинство из них понимают, в какой сложной ситуации оказался мир. А 55% опрошенных скорее или полностью удовлетворены тем, как школа решает вопросы с обучением в период карантина. Правда, указывают при этом на недостаток общения с учителями (45%). Но вместе с тем 40% опрошенных ОНФ родителей убеждены: дистанционное обучение ведет к снижению уровня знаний: чтобы подтянуть «хвосты», нужно будет заниматься дополнительно, летом и даже осенью. Оптимистично настроены только 5% опрошенных: они считают, что дистанционное обучение по качеству ничем не уступает очному.

При этом и эксперты, и некоторые родители считают: когда пройдет первый шок, интерес к возможностям дистанционного обучения у ряда семей возрастет. По словам Духаниной, будущее цифровой школы связано с появлением в ней специалистов нового типа, в том числе в сфере онлайн-образования – методистов и тьюторов электронного обучения, координаторов онлайн-платформ, проектировщиков индивидуальных образовательных траекторий:

«Это профессии ближайшего будущего. Для цифровой школы нужна принципиально другая педагогическая конструкция, которая до сих пор в нужных масштабах не создана, – считает Любовь Духанина. – Задачей этих специалистов будет перевести цифровую школу из формата хранилища видеоуроков, тестов и оцифрованных учебников в новое качество».

Одним из элементов такой школы Духанина видит учебные модули на стыке наук: с разной глубиной изложения, разным временем изучения. Ряд модулей может осваиваться с опорой на предшествующие, другие же – будут в той или иной степени автономны.

Ксения Колесникова



Новости





























































Поделиться