BIG DATA // Колонка

Что такое смарт-контракты и почему они актуальны во времена дистанционного образования


Что такое смарт-контракты и почему они актуальны во времена дистанционного образования
Фото: pbs.twimg.com

Массовый переход на дистанционное образование порождает потребность в применении различных инструментов для обеспечения взаимодействия учеников и образовательных организаций, образовательных организаций и органов управления образованием, образовательных организаций и их работников и образовательных и других организаций между собой.

Одним из таких инструментов с нераскрытым пока потенциалом является так называемый «смарт-контракт». В настоящее время существуют различные подходы к определению термина «смарт-контракт».

Более того, такого рода форма договора (контракта) уже начинает активно применяться, но пока в основном в финансовой сфере.

Какие можно выделить признаки смарт-контракта, которые отличают его от обычного договора на бумаге или от договора в простой электронной форме:

– смарт-контракт не может иметь бумажного аналога и существует исключительно в электронной форме;

– вступление в силу смарт-контракта связано с использованием электронной подписи сторонами;

– смарт-контракт как правило базируется на технологии блокчейн, при этом условия контракта излагаются при помощи языка программирования;

– смарт-контракт предполагает предельную формализацию условий, обусловленную необходимостью перевода положений договора в программный код;

– исполнение договора предполагает возникновение тех или иных событий, заложенных в условия договора, с которыми связывается исполнение обязательств стороной или сторонами;

– смарт-контракт предполагает, что его условия реализуются посредством электронного устройства, которое фиксирует наступление (изменение) тех или иных обстоятельств и вносит в автоматическом режиме данные об этом наступлении (изменении).

Таким образом смарт-контракт представляет собой специфическое соединение юридического компонента и программных средств, обеспечивающее возможность алгоритмизации и автоматизации как самого процесса заключения договора, так и его исполнения.

При этом смарт-контракт по своему содержанию является договором, то есть соглашением двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Подчеркнем, что смарт-контракт – это не новый вид договора, а специфическая форма, в рамках которой могут быть заключены различные договоры, включая договоры купли-продажи и оказания услуг.

Переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения в первую очередь предполагает возможность применения смарт-контрактов для опосредования взаимодействия между образовательной организацией и учениками в режиме платных образовательных услуг. В договоре об оказании платных образовательных услуг устанавливается взаимозависимость предоставления платных услуг от различных обстоятельств, включая внесение (невнесение) денежных средств обучающимся, соблюдением им требований к внутреннему распорядку образовательной организации.

Такого рода технология позволит свести к минимуму или полностью исключить непосредственное общение ученика в режиме дистанционной формы и педагога не только по поводу обучения, но при решении вопросов об оформлении, предъявлении документов, заключении договора и т.д. Это может выглядеть особенно привлекательным для вузов.

Более перспективной сферой применения смарт-контрактов выступает реализация образовательных программ в сетевой форме, которая предполагает заключение договора между участниками – образовательными и иными организациями по поводу совместной реализации образовательной программы (программ). Исполнение обязательств организации-участника в таком договоре, как правило, предполагает зависимость от исполнения обязательств другой стороной (сторонами). В таком режиме могут выстраиваться целые цепочки реализации обязательств, включающие несколько организаций.

Так, возможность предоставления помещения для занятий в образовательной организации № 1 может быть обусловлена фактом предоставления возможности обучения по программам дополнительного профессионального образования в образовательной организации № 2 работникам организации-музея, который, в свою очередь, предоставляет бесплатную возможность посещения экскурсий для учеников и педагогов образовательной организации № 2.

Полагаю, что такого рода многосторонние взаимообусловленные обязательства вполне могут быть переведены в программный код и исполняться в режиме смарт-контракта.

Очевидно, что тема смарт-контрактов в образовании требует дальнейшего изучения, предполагающего соединение компетенций как в сфере юриспруденции, так и в сфере информационных технологий.



Новости





























































Поделиться