В этой колонке мне бы хотелось рассказать о замечательном опыте организации дистанционного обучения детей.
Потому что, как это ни ужасно звучит, ситуация с коронавирусом дала школе шанс.
Продемонстрировать разворот к цифре, показать, насколько цифра вошла в нашу жизнь, перевернула устаревшие представления о процессе обучения, сделала школу мобильной и отвечающей на современные вызовы. Потому что карантин, будучи объявлен, поставил бы школу в положение, из которого нельзя выкрутиться – вынь да положь те цифровые компетенции, о которых так много говорили.
Потому что карантин, «самоизоляция» детей показали бы urbi et orbi, что наша школа действительно развернута к ребенку и ставит его безопасность во главу угла. Что она помогает ребенку справляться не только с его собственными проблемами, но и с вызовами современного мира.
Но – нет.
Сначала в пятницу вышел приказ московского мэра, объявивший о свободном посещении занятий. Мера странная, половинчатая – что значит «свободное посещение»: хочу – хожу, хочу – не хожу? Боишься – не ходишь, не боишься – ходишь? На самом деле смысл его прозрачен и понятен – московские власти не посмели взять на себя ответственность за организацию жизни детей. Между строк его читается: «Ну, вы там сами, на местах, решите, что делать, лишь бы все было тихо. Мы вам не приказываем ничего. Вы сами решаете».
При этом главный вопрос деликатно отодвинут в сторону. Между делом напоминается, что учителя должны обеспечить «дистанционное обучение для детей, которых родители временно забрали из школы». Это нормальное требование, учителя действительно должны в ситуации изоляции детей обеспечить им доступ к обучению. Но, как говорится, есть нюанс. Обычные занятия в учебных заведениях продолжатся, а это значит, что заниматься дистанционным обучением учителя должны сверх своих обычных обязанностей. Ибо готовить урок для семи человек надо не менее качественно, чем для тридцати.
Но об этом пусть пишут москвичи. У них, в конце концов, есть Московская электронная школа.
А сегодня вышел приказ петербургского Комитета по образованию. И он, признаюсь, выбил меня из колеи.
Потому что представляет собой поразительный по силе и одновременно по беспомощности текст.
Вкратце: карантина никакого нет, поводов для беспокойства нет. Посему свободного посещения по умолчанию тоже не нужно, все остается по-прежнему.
Что есть? Школе, по сути, предлагают разрешить посещение уроков детьми под ответственность родителей (сравните с Москвой, где мэр Сергей Собянин по крайней мере ввел свободное посещение занятий).
В приказе петербургского КОБРа свободного посещения занятий по умолчанию не предполагается, лишь рекомендовано «уведомить родителей о возможности свободного посещения». Уведомить – это как? Не проинформировать так, чтобы они все об этом узнали, а лишь «уведомить».
Еще раз, по буквам:
Ученикам разрешается посещать занятия в ГОУ, при этом вся ответственность за последствия возлагается на родителей.
Про то, что при этом на учителей, помимо проведения обычных уроков с теми детьми, кто придет на занятия (а им разрешено приходить, что в условиях нашей системы равнозначно приказу посещать) наложена обязанность готовить дистанционные уроки, то есть вести занятия и очно, и заочно.
При этом у нас нет никакого задела в виде библиотеки готовых уроков, как в Москве (при всем моем негативном отношении к МЭШ, сейчас она сыграет свою роль), то есть учителя должны будут все это придумывать с нуля.
Пока рано говорить, как это будет исполнено, что на самом деле из этого получится.
У нас – первый день. Как себя вести – никто не знает. Мне как учителю было рекомендовано давать два домашних задания – одно, щадящее, для тех, кто посещал занятия. Другое – драконовское, для тех, кто решил на занятия не ходить.
Естественно. Решил не ходить в школу – должен пострадать.
Ах да, совсем забыл. С 30 марта начинаются Всероссийские проверочные работы. Надо ли говорить, что приказ Рособрнадзора № 1746 от 27.12.2019 никто не отменял. И как же проводить ВПР, если детей в школе нет?
Так что учимся кашлять в рукав и приходим на уроки, дорогие коллеги. Доброго вам здоровьица!