Этот взгляд потух утром, 3 февраля 2020 года. Не стало Лены Смирновой, профессора Елены Олеговны Смирновой – самого любящего из самых лучших детских психологов.
Лена жила любовью и делала все только с нею. Секрет ее профессионального психологического дара – в этом. Ей не нужно было заучивать и твердить мантры о «безусловном принятии», а потом клясться в нем.
Ее любви хватало на всех – родных, друзей, учителей, учеников. На миллионы детей, счастливое детство которых было для нее главнее всего. По нынешним, неласковым и к детям, и к взрослым временам – романтизм. А у мягкой, нежной, мечтательной, но решительной Лены получалось: она делала все, чтобы защитить детство от циничной, грубой, напористой экспансии псевдовзрослости, для которой «детский мир» – лишь большой рынок сбыта бездарных идей и поделок. Созданный ей в МГППУ Центр игры и игрушки бескомпромиссно отсекал вредоносное в своих экспертизах. А она не уставала объяснять взрослым – педагогам родителям, чем должна быть насыщена детская, чтобы малыш чувствовал себя в ней защищенным, любимым, единственным. Чтобы он в ней рос и жил как личность. И получал радость от того, что живет и растет.
Сейчас, по закону, ребенок имеет право на дошкольное образование с двух месяцев. Взрослые больше озабочены тем, где ему это право предоставлять – план строительства яслей выполнен на треть. И меньше – тем, как обеспечивать это право полноценным «образованием». Как «образовывать» новорожденных, младенцев, детишек раннего возраста, от 1 до 3…После трех понятно – там расцветает игра, хотя и с ней сейчас не все так просто, и не очень ясно, что цветет (об этом – специальным цикл исследований Е.О. Смирновой). Ведь образование – это обретение образа человеческого (как считал Гегель), а не протирание штанишек за партой.
А ведь все на многие вопросы ответы найдены. В научной школе Маий Ивановны Лисиной придумали для самых маленьких уникальную «школу общения» с пониманием самобытнейших психологических закономерностей развития в этих возрастах. Этим пониманием мы обязаны, в первую очередь, любимой ученице М.И. Лисиной – Елене Смирновой, которая с ее уходом взяла ответственность за судьбу научной школы. Было бы справедливо, если она вошла в историю психологии под имением школы Лисиной – Смирновой.
У Лены Смирновой был такой эксперимент, который она поставила вместе с одной из своих учениц. Эксперимент по очеловечиванию.
Дом ребенка, его контингент испытывает острейший дефицит жизненно важного – непосредственно-эмоционального общения со взрослым (М.И. Лисина). Патронажная сестра еле справляется с «уходом-присмотром» за десятками переданных в учреждение (в основном, брошенных живыми родителями) малышей. И вот к психологу-экспериментатору приносят младенца. На столе у психолога разные игрушки, а среди них – белая машинка. Психолог берет машинку и начинает демонстрировать ему ее возможности – возит по столу, показывает, как крутятся колесики, предлагает малышу самому попробовать, что можно делать с машинкой. Все это сопровождается улыбками, теплым разговором, словесной поддержкой, нежными прикосновениями больших рук к маленьким ручонкам, которые учатся у больших премудростям манипуляций с машинкой. Это – событие для малыша, с ним никто из взрослых еще не вступал в такие отношения. И машинка – уже не просто предмет совместных манипуляций, а повод для общения. Точнее – настолько предмет, насколько повод.
Через пару недель – новая встреча. Те же участники, тот же стол, та же белая машинка. Но психолог берет другие игрушки. И тоже что-то демонстрирует малышу, но занимает при этом отстраненную, нейтральную позицию. Ни улыбок, ни ласковых слов, просто показ. Ребенок в растерянности. И вдруг он со всей силы бьет кулачком по столу, рядом с машинкой. Машинка летит на пол. Буквально знаковый удар. Если хотите – протест против «бесчеловечности» ситуации. И попытка обратить внимание взрослого на то, что тогда сблизило по-человечески. Вернуть ситуацию человеческого сближения, продолжить то общение. Другие игрушки, судя по всему, для этого непригодны. Вот окажется в твоих взрослых руках белая машинка и снова произойдет то чудо… Стань же человеком!
«Белая машинка» Лены Смирновой здесь. Жаль, с ней не вернешь Лену!
Наши с Гульшат Уразалиевой соболезнования Володе Собкину, всей большой Лениной семье, сердцем которой Лена была.
За одно утро внезапно осиротели многие. Осиротела наука. Осиротело образование. Осиротела жизнь.