Дети // Статья

Малыш идет в ясли

  • 6 февраля 2020
  • 2063

Малыш идет в ясли
Фото: rebenok.by

На днях не стало профессора Елены Олеговны Смирновой, которая создала в МГППУ Центр игры и игрушки. Она не уставала объяснять взрослым – педагогам родителям, чем должна быть насыщена детская, чтобы малыш чувствовал себя в ней защищенным, любимым, единственным. Мы публикуем ее текст, который она написала в 2015 году. Он про то, как протекает адаптация в детском саду и как помочь малышу пережить расставание с мамой.

Конечно, до трех лет ребенку лучше быть дома, с мамой. Но иногда возникает необходимость пристроить его в детский сад. Как определить, готов ли он к столь существенным переменам в своей еще маленькой жизни? Ведь приход в ясли – это всегда стресс, всегда резкий перелом, который многие маленькие дети трудно переносят.

Адаптация к детскому саду – серьезная проблема и для малыша, и для родителей, и для воспитателей. У разных детей она происходит очень по-разному. Одни привыкают уже через неделю и с удовольствием бегут к новым приятелям и игрушкам, другие в течение долгих месяцев рыдают, страдают, мучают себя и родителей и… болеют. Отчего же это зависит?

Прежде всего от ребячьего возраста: от него в сильнейшей степени зависит сила привязанности к маме. В первый год жизни эта привязанность у большинства детей имеет очень острую форму. После семи-восьми месяцев малыши начинают бояться незнакомых взрослых и, испытывая беспокойство и даже страх, они прижимаются к маме, еще более подчеркивая привязанность к ней. Поэтому в конце первого – начале второго года жизни разлука с мамой крайне нежелательна.

Постепенно, примерно к полутора годам, такая боязнь смягчается, большинство детей спокойнее воспринимают других людей и временную разлуку с мамой.

Очень важно, чтобы малыш любил и умел играть с игрушками. Установлено, что дети, которые чаще всего общаются с родителями чисто эмоционально (ласки, нежности, похвалы и пр.), испытывают особые трудности в привыкании к детскому учреждению. Дома с ними мало играют и не слишком активизируют самостоятельность. Почувствовать любовь в яслях трудно, а без этого ребенок чувствует себя одиноко, неуютно. Как следствие, отсутствие навыков практического взаимодействия и сниженная игровая инициатива при повышенной потребности во внимании приводят к тяжелым переживаниям и сложностям во взаимоотношениях ребенка с малознакомыми людьми.

Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно. Неумение общаться с другими детьми при неумении играть делают адаптацию особенно тяжелой.

Конечно же, многое зависит от отношения матери к ребенку и к детскому саду. Тревожно-мнительный или конфликтный характер матери, излишняя опека или авторитарный стиль воспитания могут являться причинами невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Хорошая форма подготовки ребенка к яслям – группы кратковременного пребывания или центры игровой поддержки (ЦИПРы), где воспитатель и психолог вместе с мамами играют с малышами. Однако такая форма зачастую не решает маминых проблем с работой. Рано или поздно возникает необходимость идти в ясли.

Как помочь малышу пережить этот трудный период и увидеть преимущества своей новой жизни? А они, безусловно, есть. Расширение мира ребенка, встреча со сверстниками, новые игрушки, новые взрослые, которые умеют организовать интересные игры, – все это, безусловно, важно для двух-трехлетнего малыша.

Самое трудное и для ребенка, и для мамы в первые дни – расставание. Но этот момент можно и нужно смягчить. Во-первых, важно заранее познакомить ребенка с тем садиком, куда он пойдет. Примерно за неделю посмотреть вместе на гуляющих детей, а еще лучше – погулять с ними вместе на участке. Кстати, мама и сама посмотрит, как общается воспитатель с детьми и как чувствуют себя дети. Ребенок должен убедиться, что мама доверяет воспитательнице, что они не чужие.

Расставание с мамой должно быть постепенным.

Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений, не следует сразу оставлять его на целый день в детском саду. Его переживание одиночества может быть отсроченным, оно может возникнуть через несколько дней. Представьте переживания ребенка, оторванного от семьи, потерявшего привычный образ жизни.

Существует определенная последовательность становления психологической автономности ребенка от мамы в группе.

Сначала мама и ребенок – единое целое, они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. Мама сопровождает ребенка, знакомит его с играми и игрушками в группе, сопровождает его в туалет, одевает, раздевает и пр.

Потом малыш играет сам, но мама рядом. Малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние, хотя она все еще воспринимается опорой и защитой. Он постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее.

Здесь важно одновременно отпускать ребенка, следить за его безопасностью и своевременно откликаться на его призывы.

Постепенно малыш включается в игры с другими детьми, чужими мамами. Рано или поздно настает момент, когда он захочет поиграть сам. Он просит маму остаться на стульчике в сторонке, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила.

Когда наступает такой момент, маме лучше подождать в прихожей. Главное – предупредить о том, что она ненадолго отойдет, и тогда можно действительно ненадолго отлучиться, если ребенок согласен на это.

Важно обратить внимание на момент возвращения. Нужно обязательно проговорить, что мама не обманула его, действительно отошла только на некоторое время и вернулась.

Постепенно можно увеличивать время отсутствия.

На этом этапе ребенок, собираясь в детский сад, уже знает, что будет в группе без мамы, и согласен на это. Он уже легко ориентируется в группе, активен в общении, обращается к воспитателю с просьбами и вопросами.

Это значит, что малыш вполне адаптировался. Дальше необходимо укрепить его уверенность в безопасности новой жизни. Маленький ребенок чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые вещи. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки помогает любимая игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе. Эти вещи ребенок может хранить на своей кроватке и играть с ними тогда, когда захочет, засыпать рядом с ними. Можно прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.

Важна к тому же стабильность. Детей всегда должен встречать знакомый взрослый, режим и последовательность событий должна оставаться неизменной. Если происходят какие-то изменения, необходимо подготовить к этому ребенка, объяснить, что именно меняется, даже побыть с ним некоторое время, пока он не почувствует себя хорошо.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

В любом случае в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube