Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Интервью

Евгений Лурье: «Наша олимпиада с Фиксиками – это про интерес, а не про соревнования»


Евгений Лурье: «Наша олимпиада с Фиксиками – это про интерес, а не про соревнования»
Фото: static.tildacdn.com

Руководитель проекта Яндекс.Учебник Евгений Лурье рассказал корреспонденту «ВО» Артёму Санину про новую разработку – математическую олимпиаду, а также объяснил, почему одной из ценностей команды Яндекса является развитие образования в масштабах страны.

– Евгений, почему вы решили заниматься образованием?

Образование – это наилучший способ применения своих сил.

В рамках нашей Образовательной инициативы мы развиваем проекты в школьном, вузовском и дополнительном образовании, делаем так, чтобы новый образовательный опыт был проще, удобнее и приносил удовольствие, формируем у общества позитивное восприятие образования, стараемся его развивать. И цифровизация открыла нам много новых возможностей. Мы хотим, чтобы образовательный процесс ассоциировался с увлекательным контентом и с яркими событиями. Нужно показать, что есть в школьной программе что-то классное, интересное, новое.

Яндекс создаёт и внедряет образовательные программы на протяжении 13 лет. Сейчас у компании больше 30 образовательных проектов и сервисов, среди которых Яндекс.Учебник. Уже сейчас на его платформе зарегистрировано более миллиона пользователей, сервисом пользуется учитель каждой второй школы в России. Поэтому мы развиваем Яндекс.Учебник, готовим к запуску новые предметы. А мероприятия, подобные Олимпиаде, помогают популяризировать наш сервис.

Мы стараемся мыслить в масштабах страны. Для нас очень важно, кто и что нас окружает, мы и сами должны вкладывать в образование совместно с существующими образовательными структурами.

– А как возникла идея сделать олимпиаду по математике?

Идея создания олимпиады сама по себе не нова. Цифровые инструменты позволяют делать качественные, необычные, интересные вещи и быстро доносить их до аудитории. Раньше дети решали и высылали олимпиады по почте. Постепенно идея таких олимпиад перекочевала в цифру. Нас вдохновляют идеи математика, директора Центра педагогического мастерства и московского Центра непрерывного математического образования Ивана Ященко. Он занимается популяризацией и развитием математического образования в Москве. Такие цифровые олимпиады – это в том числе и его заслуга. В нашей олимпиаде главное – чтобы каждый поучаствовал и познакомился с необычными и нестандартными математическим задачами. Часто решение таких задач требует не только математических навыков, но и умения критически мыслить.

Задача нашей олимпиады – популяризация математической науки среди всех школьников страны.

– Олимпиада в традиционном понимании – это такая серьезная вещь. Как пришла мысль сделать её в сотрудничестве с Фиксиками?

– Сделать образование интересным для детей – это, пожалуй, самая сложная задача. Без заинтересованности невозможно самообучение, и мы действовали ровно в этой логике. Мы пришли в продюсерскую компанию «Аэроплан» с такой задачей: делать интересные задания для детей в увлекательном, знакомом контексте, который бы дополнительно привлекал детей. Чтобы было интересно не только решать задачу, но и узнавать, что будет дальше в сказочном сюжете. Мы решили привлечь внимание детей таким образом, чтобы это было правильно с точки зрения образовательного процесса.

Фиксики – это пример правильных образовательных ценностей. Они – герои, которые интересуются наукой, им интересно разбираться в том, что находится внутри приборов, их интересуют процессы, происходящие в мире.

У них есть школа, учитель – Дедус, они действительно всерьёз интересуются научными знаниями, в том числе математикой. Кроме того, что дети уже знают о Фиксиках, скоро выходит второй фильм, «Фиксики против Кработов». Герои фильма транслируют правильные ценности бережного отношения к образованию, а это то, что нам нужно, к тому же это очень интересно детям.

– А в чём методическая ценность олимпиады?

– С содержательной стороны мы старались придумывать оригинальные задачи, которые бы позволяли детям проявить логическое мышление и навыки, связанные с комбинаторикой и пространственным мышлением. Многие части олимпиады хорошо связаны с тем, что в будущем дети будут проходить: в Олимпиаде есть много интересных тем, которые изложены в простом, понятном и доступном виде.

Серьезных научных терминов и сложных концепций там пока нет, но можно уже проникнуться содержательными линиями, которые есть в математике.

А ещё у нас есть задание, связанное с шахматами, которое не требует серьезных знаний об игре. В рамках общей концепции развития образования шахматы считаются важным элементом, и мы это подчеркиваем этим заданием. Методическая ценность, с одной стороны, состоит в том, чтобы познакомить с базовыми понятиями, которые потом пригодятся в математике, геометрии, алгебре и так далее, а с другой стороны – дать возможность прикоснуться к олимпиадной культуре на начальном этапе. Потому что, когда ребята начинают решать сразу сложные задачи, это может серьезно демотивировать, а с помощью нашей олимпиады мы можем снять этот барьер.

– Что получат участники олимпиады?

– В олимпиаде все участники получат свои грамоты. Чтобы стать победителем, не обязательно решить всё. Каждый участник и есть победитель! Наша олимпиада – это про интерес, а не про соревнования. Для нас очень важно, что мы создаём олимпиаду совместно с Центром педагогического мастерства. Потому что это мощная методическая организация, которая обладает экспертизой в образовании. Проект также проходит при поддержке правительства Москвы, и мы рады этому.

В современном мире людей очень часто делят на гуманитариев и технарей, на физиков и лириков, но это деление устарело.

– Что мотивирует лично Вас заниматься этим продуктом?

– Многие классические гуманитарные дисциплины связаны либо с математической статистикой, либо с программированием, и очень важно формировать желание разбираться в них. Лично мне интересно заниматься этим продуктом, потому что я в детстве участвовал в олимпиадах по географии, по математике, по русскому языку и другим предметам. Конечно, среди моих коллег в Яндексе я не могу похвастаться чемпионством в олимпиадах. Я могу сказать, что просто там был, и мне это было интересно. Но в целом Яндекс – это сообщество людей, которые умеют решать нестандартные задачи, и им очень помогают эти способности, которые в самом простом виде применяются в олимпиадах. Ребята из технологической команды до сих пор периодически участвуют в олимпиадах по программированию. Это живая культура, а Яндекс – центр притяжения для олимпиадников. Мы проводим различные мероприятия для взрослых и детей, связанные с этим. Это в рамках наших ценностей. Олимпиадники – это люди, которые чего-то хотят и готовы «копать» вглубь.

Это про нас, про заинтересованных людей. И это совпадает с тем, что мы делаем.

– Как продвигается образовательная инициатива Яндекса и что вы делаете для учителей?

– У Яндекса множество образовательных проектов, которые он реализует в рамках образовательной инициативы, и Яндекс.Учебник – это один из наших сервисов, который создан в помощь учителю и активно развивается. Сегодня его уже используют более 60 тысяч учителей по всей стране, к сервису подключены более миллиона учеников. И более 20 тысяч педагогов стали участниками федеральной программы развития учителей «Я – учитель». Мы всегда думаем об учителях и довольны тем, как у нас складываются с ними отношения. Они готовы вместе с нами экспериментировать.

Справка:

В рамках «Образовательной инициативы» Яндекс создаёт и внедряет образовательные программы с 2007 года. Сейчас у компании больше 30 образовательных проектов и сервисов. Их используют люди разных возрастов – от первоклассников до выпускников вузов, от начинающих специалистов до профессионалов, решивших сменить сферу деятельности. Яндекс сотрудничает с образовательными структурами, предлагая собственные методические разработки и решения. Учебный процесс проходит в разных форматах – это онлайн-курсы, интенсивы, очное, дистанционное и смешанное обучение.

Проект Яндекс.Учебник – это российский бесплатный сервис для учителей с заданиями по русскому языку и математике (1–5-й классы). Он существует уже два года, и сегодня к нему подключены более 1 млн школьников. Центр педагогического мастерства Департамента образования города Москвы организует работу по развитию таланта московских школьников, а также координирует проведение школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, проводит региональный и готовит учащихся к заключительному этапу. «Фиксики» – российский анимационный проект с десятилетней историей, который лидирует в жанре edutainment («обучение через развлечение»). Уже создано три сезона сериала «Фиксики» (156 серий) и два полнометражных фильма. В 2019 году «Фиксики» получили престижную премию «За верность науке» как лучший детский проект.



Новости





























































Поделиться