BIG DATA // Интервью

Александр Адамский про цифровизацию образования: «Запреты – ошибочная стратегия. Она настраивает ребёнка против нас»

  • 12 февраля 2020
  • 800

Александр Адамский про цифровизацию образования: «Запреты – ошибочная стратегия. Она настраивает ребёнка против нас»
Фото: astv.ru

Гостем студии программы «Наш день» стал педагог, журналист, общественный деятель, доктор философии, ректор Автономной некоммерческой образовательной организации «Институт образовательной политики “Эврика”» Александр Адамский.

– Вопросы цифровизации образования сегодня на особом контроле. В нашем эфире эта тема поднималась неоднократно. Но, как говорится, у медали есть и обратная сторона. Ребёнок получает слишком много информации. На что в первую очередь стоит обратить внимание взрослым?

– Я думаю, что слишком много информации не бывает. Просто мы с вами росли в условиях, когда её было не так много. Нам кажется, что этот информационный избыток – это трагедия, проблема, это беда и так далее. Дети воспринимают все по-другому. Для них это естественная среда. Мы пытаемся установить контроль над ребёнком. Чувствуем, что теряем его, пытаемся восстановить и так далее. Мне кажется, что запреты – ошибочная стратегия. Она настраивает ребёнка против нас. Мы всё равно с этим ничего не сделаем.

Не первый раз в истории человечества цивилизация предлагает человеку какие-то решения, которые имеют две стороны: есть опасности, а есть выгоды. Но выстраивать внутреннюю инквизицию бесполезно. Вопрос в том, как найти в ребёнком общий язык, понимая, что дети в этой среде родились, а мы в ней – туристы.

Нужно понимать, что с появлением гаджета у ребёнка расширяется сознание, с этим ничего не поделаешь. У него появляются непривычные нам компетенции.

Мы считаем, что дети мало читают, но они читают больше, чем мы, просто по-другому. Мы считаем, что у несовершеннолетних не развивается моторика мелких мышц, зато у них развиваются другие компетенции, которые компенсируют это. Поэтому измерять то, как дети взаимодействуют с информационной средой, с гаджетами и с цифрой, по шаблонам, привычным для нас – ошибка.

– Гиперинформационная среда — это больше вред или всё-таки польза?

– Не вред и не польза, как и любое пространство, которое нас окружает. Транспорт – это вред или польза? Еда – это вред или польза? А телевизор? Если телевидение развращает человека – это вред. А если обогащает его духовную жизнь – польза. Если восприятие ребёнком того, что он находит в информационной сети, происходит без участия родителей, тогда это вред. Если это происходит с участием родителей, тогда это можно повернуть в пользу развития ребёнка.

– Ребёнку современному, «оцифрованному», всё тяжелее общаться со сверстниками, с живыми людьми. Ему комфортно в его виртуальном мире. Даже появилось тревожное словосочетание «цифровой аутизм».

– Я думаю, что это выдумка популяризаторов. Тут надо отличать серьёзные исследования от фантазий популяризаторов или публицистов. Ребёнок может стать цифровым аутистом ровно в той степени, в которой он может вообще стать аутистом. И в этом смысле природа человеческая такова, что человек стремится обратиться своим содержанием к другому человеку. Мне кажется, что сама «цифра» – не добро и не зло. Вопрос в том, как это воспринимают окружающие ребёнка люди.

Если мы будем воспринимать это как зло, то это и превратится во зло. Если мы будем поощрять ребёнка – это будет приносить пользу.

– Как родителям и педагогам найти правильный баланс между традициями образования и цифровыми инновациями?

– Традиции образования в том, чтобы быть вместе с ребёнком. В той среде, которая ребёнку интересна, привлекательна, которая вызывает у него мотив. Если мы отгораживаемся от детского мира, то не только теряем ребёнка, но и рискуем, что он пострадает из-за своих различного рода увлеченностей. Ключевой совет – всегда быть с ребёнком и поощрять его увлечения, но предлагать ему делиться результатами, быть ему близким в прямом смысле этого слова.



Новости





























































Поделиться