Дистанционное обучение // Колонка

Форс-мажор дает шанс провести изменения намного быстрее

За 35 лет ведомство так и не подготовил учителя к работе с цифрой. В результате имеем «дистантное обучение» – вынужденное, но неэффективное. Как воспользоваться этой почти тупиковой ситуацией для стремительного скачка в развитии системы? Публикуем предложения известного эксперта цифрового образования Михаила Кушнира.

Форс-мажор дает шанс провести изменения намного быстрее
Иллюстрация: vectorstock.com

Критика родителями дистанционного формата обучения на карантине и публичный плач учителей о необходимости его введения поставил Министерство просвещения в положение оправдывающегося.

Министр Кравцов чуть не кается и извиняется за вынужденность этой меры для школ и клятвенно обещает, что все вернется в традиционное состояние, когда спад эпидемии позволит вернуться в классы.

Считаю, что главная причина недовольства родителей – в неумении учителей грамотно и продуктивно вести занятия в дистанционном формате.

Отсюда – уклонение чиновников от обсуждения несовершенства (мягко говоря), неэффективности «дистанта», поскольку тогда неизбежно встанет вопрос: «А чем же вы занимались 35 лет с момента появления первых компьютеров в школе?»

Если бы учителя были подготовлены к полноценной работе в дистанционных форматах, недовольство касалось бы только неустранимых субъективных факторов контактного общения. Накал был бы несопоставимо ниже и выражался бы в менее экстремальных эмоциях: не в возмущениях, а в огорчениях.

В этих условиях чиновники не могут упрекнуть родителей в слипании представлений о «дистанционном обучении» с ущербным злоупотреблением «онлайн-обучением» (в исходном контексте понятия «онлайн» как одновременного удержания «на связи»). Но в экспертной позиции это уже не раз обсуждалось – повторять не буду.

Однако в этой негативной, казалось бы, ситуации на карантине есть неожиданный плюс: форс-мажор дает шанс провести назревшие в системе образования изменения намного быстрее, чем в спокойном режиме, потому что резкие действия в спокойном режиме в такой большой стране невозможны (достаточно вспомнить общественную истерику от изменений в период работы министрами Фурсенко и Ливанова). А в экстремальной ситуации резкие действия заметно более обоснованы и с позиции управления, и с позиции населения– некогда рассусоливать.

Что, на мой взгляд, назрело и могло бы быть изменено именно в условиях карантина?

1. Прежде всего дистанционный режим обучения категорически требует индивидуального отношения к ученику. Обучение в таком режиме ближе к логике репетитора, чем учителя.

Это значит, больше выбора и гибче подход к каждому. Но выбор влечет за собой ответственность за выбор.

Упомянутые персональность обучения, выбор и ответственность входят в противоречие с традиционным патернализмом в отношении школы– «школа отвечает за образование».

Но Конституция, Семейный кодекс и Закон «Об образовании в РФ» в один голос декларируют ответственность родителя за образование!

Пока ребенок ходит в школу, можно забыть о законах и по старинке считать, что школа отвечает за все. Это отчасти правильно, потому что неявно между семьей и школой заключен договор об образовательных отношениях. Он не подписывается чаще всего, и потому по инерции родители считают, что школа отвечает за все. И поэтому позволяют себе вменять ей все возможное и невозможное. И сама школа в лице ее администрации и учителей так по инерции считает и позволяет всем на себе «кататься». Тем более что даже воинствующего ученика до 15 лет из школы «попросить» нельзя – пусть он хоть «на голове ходит», как любят говорить учителя.

2. В дистанционном режиме оказывается, что школа как социальная функция «камеры хранения» закрыта – форс-мажор в виде указов о карантине освободил ее от этого.

Школа продолжает в меру способности и возможности помогать в обучении.

Самое время вспомнить законы и напомнить о них семье – это ваша обязанность, а не школы. Не нравится, как помогает учиться школа, – можешь забрать своего ребенка и заняться активными формами образования в семейном или заочном форматах.

Не готов сам этим заниматься – доверься школе и не мешай. Не может школа мотивировать твоего ребенка учиться – думай, как лучше организовать образование своего ребенка в новых условиях, разбирайся в особенностях образования в дистанционном формате и выбирай тех, кто умеет это в наилучшем для твоего ребенка виде.

3. В дистанционном режиме становится более очевидна замшелость модели обеспечения цифровой техникой образовательного процесса, которой уже 35 лет.

Нет у школы (государства) возможности обеспечить каждого ученика и каждого учителя устройством и доступом в сеть.

Можно утверждать об отсутствии обязанности обеспечить дома ученика, но нельзя это утверждать про учителя: ТК РФ обязывает работодателя обеспечить работнику рабочее место и условия для работы.

И тут можно было бы пойти на модель компенсации издержек учителя по аналогии с давно известной компенсацией учителю стоимости учебных пособий/книг. Доплатить для погашения стоимости в рассрочку заметно выгоднее, чем ставить устройства на баланс школы и потом мучиться каждый год с инвентаризацией. В логике компенсации есть и еще один полезный рычаг: можно продавливать применение учителем цифровых технологий в учебном процессе в логике «не применяешь – ничего не компенсируем».

Еще один немаловажный аспект, который не связан напрямую с карантином, но который важен для аргументации. 35 лет назад компьютер стоил, как автомобиль. Редкая семья могла себе позволить даже один компьютер – не то что каждому ребенку, а еще и родителям. Кроме стоимости, в те времена в школе был один компьютерный класс с однородной техникой – что важно для стоимости обслуживания.

Сегодня стоимость компьютеров и особенно планшетов, которых чаще всего достаточно для обучения, сопоставима с массовыми зарплатами. Отдача от устройства как личного намного выше, чем при разделенном пользовании. Школа набита самой разной вычислительной техникой, а технических служб практически нет. При этом ИТ-задачи в школе ничем принципиально не отличаются от коммерческих организаций, где весьма масштабные по составу ИТ-службы, зарплаты которых гораздо выше, чем у аналогичных специалистов в школах. Поэтому часто это не специалисты, а те, кто согласился этим заниматься за эти зарплаты.

Отсюда очевидно, что надо переходить на модель BYOD/НеСУ – «Неси Свое Устройство». Тогда технической службе в школе остается обеспечить работу только инфраструктуры – сеть, принтеры, проекторы, доски...

Тоже немало, но заметно более обозримо.

Да, не все семьи могут себе позволить приобретение цифрового устройства для каждого ребенка – для таких можно предусмотреть социальную помощь от государства или остального родительского сообщества школы. В отличие от собственников, социальный режим может быть ограничен школой: пришел – взял, уходишь – сдал. Любой постарается приобрести свое устройство, чем брать/сдавать.

Обобщая, «дистанционный кризис» дает основание сравнительно быстро повернуть семью лицом к закону и поставить ее в положение ответственной за образование своего ребенка. Школа при этом станет профессиональным инструментом решения этой семейной задачи ровно в тех рамках, в которых она может и умеет.

Школа начнет думать не о «единой программе по единому учебнику», а о пространстве выбора, без которого нет шансов заинтересовать ученика в обучении. Выбор принесет ответственность за выбор.

Цифровое устройство станет современной тетрадью с ручкой и ластиком на выбор семьи. В итоге – рост субъектности всех участников и нормализация отношений семьи и школы.

Если же мы упустим период кризиса, в спокойном состоянии этот поворот провести будет несопоставимо сложнее, ибо кто же сам, по собственному желанию, станет перекладывать чужой хомут ответственности на себя?!


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube