Разговор о сегодняшней популярности СПО, пожалуй, начну со старинного (советского) нормативного акта. 2 октября 1940 года Указом Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» была поставлена амбициозная задача «организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности». Были установлены не только качественные, но и количественные показатели, а именно «ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн человек».
Следует признать, что после всех социальных и политических катаклизмов современная российская система СПО не только осталась на плаву, но и отметила 80-летний юбилей перевыполнением советских показателей. Ожидается, что 25 ноября (после окончания приемной кампании 2020-21 учебного года) студентами колледжей и техникумов станут 1 млн 200 тысяч молодых людей.
Может показаться, что это какая-то аномалия, что это нынешний коронавирусный год с весенним дистантом и летними ЕГЭ толкнул школьников в СПО, но нет.
Тенденция к перетеканию абитуриентов из вузов в профессиональные образовательные организации наметилась давно и специалистов нисколько не удивляет. Объяснения этому закономерному процессу в «Вестях образования» можно найти по тэгу «СПОнеПТУ».
Я же кратко подытожу наши летние размышления:
- Профессиональное образование за счет возраста начала и небольших сроков обучения обеспечивает ранний доступ на рынок труда.
- Последние годы ведется целенаправленная работа по повышению престижа рабочих профессий, проводятся яркие конкурсы, победители которых получают известность и ценные награды.
- Профессиональные образовательные программы практикоориентированы и ведут к обязательному присвоению квалификации.
- Взаимодействие с реальными работодателями в ходе практики на реальных рабочих местах позволяет студентам получить практический опыт, который так ценится работодателями.
- Перечень профессий и специальностей СПО охватывает широкий спектр направлений от широко востребованных традиционных до остро инновационных, при этом параллельно с получением основного образования студенты могут повышать квалификацию по будущей профессии или приобретать дополнительные.
Многим кажется, что конституционная норма «общедоступность и бесплатность» снижает планку среднего профессионального образования, тем более, для поступления не требуется никаких вступительных экзаменов (за исключением творческих и спортивных направлений, но это исключения, лишь подтверждающие правило). Поступай и учись. А не тут-то было!
Средний балл аттестатов абитуриентов СПО сегодня выше «4», а на некоторые специальности и вовсе строго «5», так что конкурс в хорошие колледжи повыше, чем в некоторые вузы.
Внимательно оглядевшись вокруг, давайте признаем, что качество нашей жизни обеспечивают не нобелевские лауреаты и не академики (им на Олимпе думается о высоком), а подготовленные профтехом квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена, за что мы им искренне благодарны.