Эксперт по маркетингу, стратегии и образованию, декан факультета маркетинга в школе новой экономики, преподаватель МГУ Андрей Пуртов написал неоднозначный пост об образовании на своей странице в Facebook. Публикация собрала сотни лайков, комментариев и перепостов. Пользователи социальных сетей сошлись во мнении, что в целом все пункты соответствуют реальному положению дел в образовании.
- Время дипломов прошло. Ваше портфолио, рекомендации клиентов, работодателей, коллег и экспертов индустрии намного важнее диплома.
- Выбирать нужно не учебное заведение, а конкретную образовательную программу.
- Нельзя научить, но можно научиться.
- Бренды тех, у кого вы учитесь, важнее бренда, написанного на стенах или интерфейсе учебного заведения, где вы учитесь.
- Любопытство и желание учиться важнее, чем уровень текущих знаний и навыков.
- Оценка знаний, навыков и soft skills сама по себе не имеет смысла. Смысл имеет только оценка умения пользоваться знаниями и навыками на практике.
- Образовательные учреждения, которые не станут открытыми экосистемами, обречены.
- Самый объективный источник информации об образовательной программе – это отзывы выпускников, а еще лучше – ваше личное общение с выпускниками.
- Учебные заведения, которым не стыдно за уровень выпускников, делают процесс выпускных защит открытым и прозрачным.
- Важно не то, есть ли в учебном заведении «звезды». Важно то, с кем преимущественно будете работать вы.
- Научиться чему-то можно только через реальные проекты.
- Предзаписанные онлайн-курсы не имеют ничего общего с образованием. Это всего лишь информирование. Настоящее образование начинается не тогда, когда вы узнаете что-то новое, а когда применяете знания и навыки на практике, выходя из зоны комфорта и становясь сильнее.
- Live-формат онлайн-образования при условии высоких компетенций преподавателей и искреннего желания учиться у учащихся мало уступает офлайну.
- Группа может учиться и работать в онлайне, но сложиться как команда лучше всего она может в офлайне.
- Никогда не обращайте внимание, как называется образовательная программа и как она рекламируется. Это не так важно. Важно – кто там преподает, что у нее внутри и что говорят выпускники. Легко скопировать видимые проявления успешной программы или школы, но невозможно скопировать сам продукт, его экосистему, историю и впечатления выпускников.
- Не важно, кто декан, ректор или директор – они все равно не будут вас учить. Важна команда преподавателей, лидер программы и профиль группы.
- Хорошая образовательная программа должна быть сложной, и не все должны быть способны пройти ее до конца.
- Вы учитесь не для сегодня, а для завтра.
- Думайте о периоде полураспада знаний и навыков, которым вы обучаетесь. Смысл учиться быстроменяющимся вещам есть только если вы работаете в этой сфере и только в коротком формате.
- Обучение на кейсах, принятое в бизнес-школах, не имеет большого смысла. Кейсы, как правило, невоспроизводимы на другой территории, в другой отрасли и в другое время. Знание немногих основ важнее знания множества кейсов.
- Будущее за индивидуальными траекториями, созданными под ваш имеющийся бэкграунд и цели в будущем, а не за готовыми образовательными программами.
- Не важно, куда идут учиться другие люди. Чем крупнее учебное заведение, тем больше вероятность того, что оно ориентировано на поток, а не на человека, и тем меньше вероятность, что оно даст вам качественное образование.
- Образование – это не продукт, а сервис. Сервис – это продукт, который создается вместе с потребителем. Если вам «дали плохое образование» – возможно, вы сами внесли в него недостаточно большой вклад.
- Образование нельзя получить, его можно только взять.