Экспертное мнение // Колонка

Доступ к презервативам в школе: легитимация подросткового секса или забота о здоровье детей?

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк прокомментировала новый закон.

Доступ к презервативам в школе: легитимация подросткового секса или забота о здоровье детей?
Фото: howtheyasked.com

Вермонтский кейс

В одном из самых маленьких американских штатов Вермонт, население которого чуть больше 600 тысяч человек, принят новый закон.

Согласно этому закону все старшеклассники должны иметь возможность бесплатно получать презервативы прямо в школе.

Это объясняют тем, что треть из них уже занимаются сексом, но в большинстве случаев незащищенным. Законодатели штата решили, что доступность презервативов благоприятно скажется на сокращении числа нежелательных беременностей (а у подростков все они нежелательные) и заражений заболеваниями, передающимися половым путём.

Конечно, эта история не имеет никакого отношения к жизни российской школы, где тема секса почти полностью табуирована. Какие уж тут презервативы! Если она и интересна нам, а не далеким вермонтским школьникам и их родителям, то тем, что непосредственно касается двух серьезных проблем, не имеющих прямой привязки к вермонтскому кейсу.

Первая проблема

Насколько правильно государству директивно вмешиваться в жизнь школы, причем в приватную сферу жизни учащихся? А законодательное требование распространять презервативы в каждой школе – это очевидное вмешательство. Во-вторых, какой подход более разумен: исходить из существующей ситуации (многие подростки занимаются сексом) или из ситуации желательной (лучше бы они не начинали сексуальную жизнь рано, нужно их от этого предостерегать)?

Раздача презервативов – это явная легитимация подросткового секса.

Нам сложно издалека судить, почему законодатели Вермонта решили, что они имеют право устанавливать такие требования для всех школ маленького штата. Наверно, сочли ситуацию с подростковыми беременностями и половыми инфекциями крайне тревожной. Не знаю, какова была реакция общества на принятие этого закона. Вряд ли он вызвал восторг у всех учителей и родителей, особенно религиозных. Не знаю, проводилась ли предварительно разъяснительная работа о необходимости такой меры среди жителей штата. Не знаю и того, пойдут ли подростки к школьным медсестрам за презервативами или не захотят «светиться» и сообщать взрослым, что у них уже есть секс. В любом случае, такое вмешательство государства в жизнь школы, да и семьи тоже, мне кажется слишком жестким.

Как рекомендательная мера это очень неплохо, но только если ее реализация передается на усмотрение каждой конкретной школы.

Наш российский опыт может сильно отличаться от американского, но в России чем меньше государство вмешивается в жизнь школы, чем больше дает ей свободы, тем лучше для всех участников образовательного процесса.

Вторая проблема

Вторая тема еще более сложна. Не только в крошечном Вермонте, но и в огромной России часть школьников занимается сексом, это факт. Очень часто они пренебрегают своей безопасностью, это тоже факт. Если 15–20 лет назад выпускникам наших школ было 16–17 лет, то сейчас они в среднем на год старше, среди них много 18-летних. А это означает, что увеличивается число тех, кто к моменту окончания школы имеет сексуальный опыт. А раз так, то растут и риски, связанные с сексуальной безграмотностью.

Поскольку наша школа совершенно не занимается сексуальным воспитанием учащихся, то уровень этой безграмотности среди подростков высок. И эта проблема уж точно не решилась бы раздачей презервативов, для этого требуется серьезная система сексуального просвещения, которая в Вермонте наверняка есть.

Но требуется она в том случае, если государство и общество признают, что ситуация именно такова – подростковый секс есть и будет, нравится ли это нам, взрослым, или нет. Пока же, как мы знаем, преобладает противоположная позиция: сейчас подростковый секс есть, но его быть не должно. Мы должны добиться, чтобы все подростки стали целомудренными и не занимались сексом до брака.

Именно в этом и заключается задача школьного воспитания, это идеал, к которому надо стремиться. Пусть на пути к идеалу какие-то девочки забеременеют и сделают аборт, пусть кто-то заразится ВИЧ или другими заболеваниями, но мы не будем говорить о контрацепции, презервативах, безопасном сексе, поскольку, как многие думают, тем самым мы роняем в невинные детские умы взрослые мысли, которые в противном случае не пришли бы им в головы.

За очень, казалось бы, узкой темой необходимости сексуального просвещения или отсутствии такой необходимости скрывается самая широкая, практически философская тема: принимать ли мир таким, какой он есть, или таким, каким мы хотим его видеть?

В Вермонте государство и общество радикально стоят на первой позиции, у нас все более преобладает вторая. Как писал поэт: «Нужно что-то среднее, да где ж его взять?»



Новости





























































Поделиться