Школьники // Комментарий эксперта

За последние 40 лет методика и содержание темы урока «Ленин в российской истории» кардинально изменилось

Прекрасно, что 74% детей отмечают положительные и отрицательные стороны деятельности Ленина. Это наглядная демонстрация того, как в школах работает методическая установка на Pro et Contra при оценивании роли личности на уроках истории.

За последние 40 лет методика и содержание темы урока «Ленин в российской истории» кардинально изменилось
Фото: moifotki.org

76% ребят, которые выступают за захоронение вождя, продемонстрировали христианскую нравственную сторону отношения к Ленину-человеку. Именно такая модель сейчас берет верх над политической ангажированностью отношения к Ленину-вождю. Видимо, это и есть неизбежное будущее Мавзолея.

Разница в актуальных акцентах темы «Ленин в российской истории» за последние 40 лет налицо, методика и содержательное наполнение уроков изменились кардинально.

– СССР. Октябрятские звездочки с кудрявым Лениным носили все младшеклассники. А старшеклассники на уроках истории по собственной инициативе цитировали поэму «Ленин» гениального Маяковского: «Партия и Ленин – близнецы-братья, кто более матери-истории ценен? Мы говорим Ленин – подразумеваем партия. Мы говорим партия – подразумеваем Ленин».

– 1980-е гг. В условиях идеологического и политического кризиса советского общества стали популярны публикации о «возвращении» к ленинским нормам партийной жизни, к «заветам» Ленина.

– 1990-е и «нулевые» годы XXI века. Фокус в изучении темы в школах переместился. Актуальными темами уроков, на которых обсуждалась в том числе и роль Ленина в российской истории, стали тематические диспуты «Нужны ли истории революции», «Какого цвета лицо у Революции», «Марксизм–сталинизм–ленинизм: общее и различное». Характерно, что именно в постановке проблем и провоцировании споров видел свою главную задачу один из авторов известного школьного учебника И.И. Долуцкий. Стремясь к последовательному проведению проблемного принципа изложения истории, подобранные в его учебнике факты, отрывки из документов, противоречивые оценки историков провоцировали школьников на личностное отношение к истории, были нацелены на «заинтересовать» и «заставить думать».

– 2010–2020 гг. После появления второго поколения ФГОС будущие учителя истории ориентируются на развитие у школьников метапредметных познавательных навыков работы с информацией, на создание условий формирования российской гражданской и культурной идентичности. На занятиях по методике обучения истории студенты учатся моделировать для школьников задания, развивающие навыки работы с информацией: оценивать источники в соответствии с задачей информационного поиска, сопоставлять информацию, полученную из разных источников, давать оценку ее соответствия цели поиска, распознавать достоверную и недостоверную информацию, определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки, осуществлять функциональный анализ текстов.

Отмечу, что во вводных характеристиках исторических периодов Историко-культурного стандарта (ИКС-2014, в проекте ИКС-2020) принципиально отсутствуют оценочные суждения о действиях любых исторических личностей.

Урок «Роль Ленина в истории России» сегодня, как правило, не является традиционным в блочно-модульном или тематическом планировании практикующих учителей.

«Лениниана» как самостоятельное культурно-историческое явление не выделяется в отдельную или обязательную тему. Но учитель, реализуя свое конституционное право на свободу преподавания, в логике собственного проектирования образовательного процесса может предложить школьникам обсудить и оценить роль Ульянова-Ленина в истории. При этом учителю очень важно осознавать, какие аспекты темы будут актуальны для современных школьников, какую образовательную цель он планирует реализовать, каковы будут образовательные результаты школьников – жителей XXI века, имеющих доступ к избыточным информационным ресурсам.



Новости





























































Поделиться