Когда «случилась» PISA-2018, стало ясно, что речи о выполнении майского указа президента о вхождении страны в десятку лучших по качеству образования быть не может. Образование России в серьезном кризисе. За три года Россия существенно ухудшила свои позиции (на 6–7 пунктов) по всем видам функциональной грамотности – читательской, естественно-научной и математической, откатившись в четвертый десяток (из шести возможных). Увеличилась доля российских учащихся, не достигающих базового уровня грамотности.
PISA – это исследование не cтолько состояния системы образования, сколько уровня сформированности ключевых компетенций населения, его готовности решать задачи современного общества, глобальной конкурентоспособности российского образования и государства.
Для инвестора результаты PISA – уровень инвестиционной привлекательности страны, насколько качество человеческого капитала обеспечивает ответ на вызовы, которые сегодня предъявляются уровнем научно-технологического прогресса.
Это исследование проводится с 2000 года с периодичностью в три года. Его требования постоянно меняются в соответствии с изменениями запросов рынка труда, развитием общества и технологий. Россия принимала участие во всех шести исследованиях, но так ни разу и не вошла в десятку лидеров. По результатам PISA 2018 года страна существенно ухудшила свои результаты, даже по таким традиционно высоким для России показателям, как математическая и читательская грамотность. Позиции по естественно-научной грамотности остались невысокими, как и ранее, и также ухудшились. Практически 90% участников опроса из России показали 2-й и 3-й уровень из шести возможных. Остальные показатели – это «1» и «4» и полное отсутствие «5» и «6».
Такие результаты свидетельствуют о том, что по индексу человеческого капитала и инвестиционной привлекательности Россия находится в стадии твердой «3», что является критичным для российской экономики.
Я считаю, что в первую очередь следует начать разработку ФГОС цифровой экономики: тех стандартов, которые бы отвечали на вызовы задач социально-экономического развития страны, документов стратегического планирования России, соответствовали бы тому самому уровню требований международных сравнительных исследований, причем не только PISA, но и PIRLS, TIMSS и пр.
Второй очень важный момент – это разработка и внедрение соответствующих учебно-методических материалов, образовательных технологий, прежде всего цифровых, которые бы по подходам к организации образовательного процесса, структуре заданий способствовали созданию тех учебных ситуаций, которые позволяют решать нестандартные задачи, соответствующие перспективным запросам рынка труда и общества – того, что и проверяет PISA. Они должны обеспечивать формирование навыков критического мышления, креативности, работы в команде, лидерства и пр. навыков XXI в., являющихся основой успешного выполнения заданий типа PISA. На сегодняшний день система образования России имеет колоссальный дефицит (вернее, отсутствие) современных учебно-методических материалов, не говоря уже об их внедрении в практику российской школы.
Школьники России в том числе показали очень низкие результаты умения работать с текстом на компьютерах и коммуникации в цифровой среде. Задача разработки контрольно-измерительных материалов, которая ставится сейчас на первое место и является ориентиром образовательной деятельности, должна быть лишь инструментом проверки достижения результатов, определенных требованиями ФГОС.
Возвращаясь к низким результатам естественно-научной грамотности российских учащихся, важно отметить, что сегодня это – основа инновационного развития страны, поэтому необходимо предпринять всяческие меры по развитию естественно-научного образования, дать возможность открытого доступа педагогом и учащимся к заданиям типа PISA.
Необходимо пересмотреть работы по подготовке повышения квалификации, непрерывному профессиональному развитию педагогов, а также их методической поддержке.
Как быстро мы сможем исправить ситуацию по позиции России в PISA?
Я обсуждал этот вопрос с российскими специалистами по международным сравнительным исследованиям. Они считают, что понадобится не менее двух циклов. То есть 6 лет. Мне это представляется очень оптимистичным. Ведь речь идет не о натаскивании. Надо создать полноценную среду развития обучающихся, способствующую формированию компетенций, знаний и навыков, обеспечивающих решение нестандартных междисциплинарных задач. Причем начиная с дошколки, по крайней мере – первого класса. При этом особое внимание обратить на задания 5-го и 6-го уровней сложности, которые в 2018 году наши учащиеся практически не продемонстрировали.
Подготовить педагогов, обеспечить их непрерывное профессиональное развитие и методическую поддержку. Реализовать программу мониторинга учительского владения компетенциями, которые проверяются международными сравнительными исследованиями.
Кроме того, и PISA, и TIMSS (международное исследование качества математического и естественно-научного образования), и PIRLS (международное исследование качества понимания текста) не стоят на месте. Есть все основания предполагать (на основе предварительного анализа) снижение результатов по TIMSS-2019. То же самое – по PIRLS 2021, содержащей задания, практически не имеющие аналогов в российской педагогической практике. Это же касается и PISA 2021, в котором особое внимание будет уделяться сформированности креативности и критического мышления.
Это должна быть системная работа по совершенствованию отечественной системы образования, ее превращение в главную движущую силу развития нашего общества и государства, а не вошедшее, к сожалению, в привычку натаскивание теперь уже на PISA- подобные задания.