Оливье Декманс — учитель из начальной школы Omnimundo в Бельгии. Он уже 20 лет преподает пятиклассникам по системе STEAM и использует информационно-коммуникационные технологии как инструмент, который помогает детям учиться и открывает для них целый мир. Мистер Декманс рассказал о принципах, на которых построено обучение в его школе, и о том, как учителю эффективно работать с новыми технологиями.
Зажечь лампочку
В Omnimundo учатся дети 15 национальностей из 40 стран. Многие из наших учеников и их родителей испытывают социальную незащищенность. Им приходится трудно из-за незнания языка, из-за условий, в которых они живут. Но Omnimundo — школа для детей со всего мира. Далеко не все они владеют нидерландским или английским, когда приходят к нам.
Технологии решают проблемы коммуникации между школьниками с разным культурным и социальным бэкграундом и помогают создавать доступную среду обучения. Они позволяют детям объединяться.
Например, каждый день мы используем интерактивные i3-технологии*. С их помощью очень легко создавать новые уроки вместе с детьми. Ученики могут собираться за одним компьютером, вместе искать решения. Все это очень мотивирует и детей, и учителя.
* Речь идет о продукции компания i3-Technologies: интерактивных досках, проекторах, дисплеях и т. д. Решения направлены на улучшение взаимодействия между студентами в аудитории, на повышение личной мотивации обучающихся.
Skype позволяет связаться с кем угодно в любом уголке мира. К уроку могут присоединиться очень интересные учителя, да и любые эксперты, где бы они ни находились.
Технологии позволяют нам постигать мир и одновременно приглашать его к себе в класс.
Я думаю, вы можете объяснить множество вещей с помощью слов, но картинки — это больше, чем 10 тысяч слов, и, как правило, это здорово, когда вы можете показать их детям. Картинки немедленно привлекают внимание, потому что они более понятны. Но пока еще картинки используются не слишком активно.
Кроме того, все мы ищем, что еще можно познать на собственном опыте, и я думаю, что очень важно облегчить поиск этого опыта и нашим детям. Когда у вас есть возможность по-настоящему погрузить их в действие с виртуальной реальностью, у них появляется возможность отправиться куда-то, не покидая комфортного класса. Вы можете путешествовать вместе с ними. Например, вы можете побывать у египетских пирамид в Гизе.
Личный опыт значит для детей больше, чем только чтение текстов и изучение статичных картинок. Или, к примеру, ребенок может изучить собственные внутренние органы с помощью дополненной реальности. Такое обучение дает больше практики, чем учебники. Это уже не книжная наука, это то, что действительно связано с нашей реальной жизнью.
Таким образом, вы зажигаете в детских головах лампочку, открываете им глаза. Получение нового опыта запоминается надолго и проносится через всю жизнь. Я думаю, что у нас есть огромные шансы улучшить образование, используя новые технологии.
Дети используют устройства для перевода, чтобы участвовать в уроках, пока еще не могут говорить хорошо и правильно. Мы делаем проекты в маленьких группах и командах, и ученики оказываются в ситуации, когда им необходимо общаться друг с другом. Это действительно прекрасное решение, когда нужно интегрировать в класс новых детей.
Сначала новый ученик, только войдя в класс, использует жесты и очень простой язык, потом вы видите, как его речь становится все более и более сложной.
Общение, которое происходит между детьми, предполагает, что у каждого из них есть образовательная цель. Поэтому они не болтают друг с другом, а действительно разговаривают, чтобы преодолеть вызов, решить задачу. Они используют определенный язык для определенных предметов.
В Бельгии есть поговорка: «Если вы хотите заставить ребенка замолчать, вы должны поставить его перед экраном». Потому что тогда он тупо потребляет информацию, например просматривая YouTube. Но когда вы правильно используете технологии, это, наоборот, развивает коммуникацию, а не делает ее более простой.
Коммуникация — способ не только общаться друг с другом, но и решать задачи, которые ставит перед детьми учитель, преодолевать челленджи самостоятельно и в группах, с помощью наставнической поддержки.
Как это работает?
Приступая к организации уроков с помощью новых технологий, очень важно начинать с малого. Учителю нужно рассматривать различные доступные материалы, искать вещи, которые он может использовать и адаптировать для своих образовательных целей. Это действительно важно, когда вы используете приложение или программу, которые могут быть адаптированы именно к вашим потребностям.
Освоение технологий не может быть само по себе целью. Это всего лишь инструмент. Когда вы находите решения, которые хотите использовать в своих классах, вы должны сначала испытать их в очень малом масштабе. И когда вы подумаете: «Хорошо, это работает, это делает учеников более успешными», тогда вы можете радоваться и масштабировать новый метод.
При этом важно обсуждать новые решения и процесс работы с коллегами, с завучем. Потому что вы — часть команды. Вы действуете не в одиночку. И, конечно же, вы не должны забывать обсуждать все это со своими учениками. Вы можете покупать такие материалы, какие вам хочется, но когда дети не привлекаются к их использованию, все это богатство пылится в шкафу. Получаются не очень хорошие инвестиции.
На данный момент на рынке существует множество технологий, которые действительно могут помочь детям, нуждающимся в особой поддержке. Мы в нашей школе работаем с программами, которые позволяют детям лучше понять предметы, которые мы преподаем.
Я считаю, что наша работа как учителей, как тренеров заключается в том, чтобы облегчать процесс обучения и создавать насыщенную среду с помощью различных образовательных технологий. И в этой богатой среде каждый ребенок может получить шанс учиться и идти так далеко, как только возможно. Я думаю, что именно так мы должны использовать технологии.
Игра — крайне недооцененная часть обучения. Дети постигают огромное количество знаний во время игры, приобретают не только soft skills. Они учатся, не осознавая этого. Но существует большой риск и большая проблема, когда учитель фокусируется на учебном материале или технологии. Вскоре он начинает делать то, что ему нравится, не имея в виду образовательных целей, которые нужно достичь. Так что будьте внимательны. Интерактивные игры, лего, портативные устройства — все это средства обогатить среду, но никак не цель.
Ежедневно мы используем множество различных программ, а также дополненную реальность, чтобы создать мощную среду обучения. Например, значительная часть занятий построена на использовании интерактивных кубов iMO-LEARN. Благодаря встроенному модулю распознавания движения эти устройства помогают включать в урок разные виды двигательной активности. Учащиеся отвечают на вопросы, вращая iMO-LEARN, и получают обратную связь благодаря световым индикаторам.
Также мы берем в качестве технической основы уроков электронную записную книжку OneNote. Эта программа предоставляет личную рабочую область для каждого ученика и пространство для совместной работы, а также библиотеку материалов. С помощью нескольких кликов вы можете организовать урок и создать индивидуальные траектории обучения. OneNote используется как дополнительный «тренер». Каждый студент работает с этой программой в своем темпе. Изучение материала подкрепляется устными пояснениями, диаграммами, изображениями и видео.
Использование технологий в обучении дает нам много свободного времени. Огромные домашние задания постепенно уходят в прошлое.
Наши измерения показали, что благодаря использованию диджитал-технологий в обучении 87% детей стали лучше справляться с тестами, 86% стали лучше схватывать учебный материал. Мы получили подтверждение, что находимся на правильном пути.
Человеческий фактор
Я думаю, что в скором будущем мы избавимся от слова «учитель», потому что станем наставниками. Потому что первое, что вы должны делать, — это помочь детям понять, что они сами играют важную роль в собственном процессе обучения. Задача современного учителя — не только говорить самому, но и создавать диалог.
Учитель должен помогать студентам в процессе обучения, но не требовать, чтобы они четко придерживались определенной инструкции и не могли отступить от нее. Это нормально, когда учитель говорит: «Окей, у меня сейчас нет вопросов, я хочу понаблюдать за тем, что происходит». И это нормально для студентов, потому что они могут допустить ошибки, а значит, научиться чему-то. Учитель становится наставником, коучем, а студенты перестают просто следовать его указаниям.
Студенты, в свою очередь, тоже могут знать, что вы способны совершать ошибки. Потому что когда вы ошибаетесь, вы можете чему-то научиться. Таким образом, ваша классная обстановка полностью меняется. Учитель становится тренером, а ученик становится в каком-то смысле его коллегой. И технологии могут удовлетворить потребности обеих сторон в этом процессе. Поэтому учитель должен в первую очередь стать тренером.
Я думаю, что онлайн- и офлайн-обучение должны идти бок о бок друг с другом, рядом. Когда вы говорите: «Хорошо, пока вы будете преподавать только онлайн, мы используем онлайн-платформу, вебинары, веб-квесты», — тогда, я думаю, вы без каких-либо сомнений достигнете своих образовательных целей.
Лучшая идея — это комбинирование онлайн-технологий и преподавателя, который физически присутствует в классе и видит, когда ученик напряжен или не справляется с темой, и способен ему помочь. Когда студент борется с какой-то частью онлайн-курса и никто не собирается ему помогать, он разочаровывается, его мотивация неизбежно снижается.
Человеческий фактор по-прежнему очень важен в образовании. Я не думаю, что в будущем можно будет обойтись только онлайн-курсами или виртуальной реальностью, что можно будет исключить учителя из учебного процесса.
Для многих родителей хорошая школа — это школа, где дети тщательно выполняют каждое упражнение в тетради, получают много домашней работы и, возможно, носят униформу. Это три традиционных стандарта хорошей школы, но это неправильно. Мы должны адаптировать наши школы к существованию в новом обществе. Нравится вам это или нет, но цифровое преобразование касается всех.
И учителя, и родители должны быть хорошо осведомлены о том, что происходит при использовании цифровых способов общения, разбираться в том числе и в негативных трендах, таких как кибербуллинг, спам, сбор личных данных. Мы должны предупредить детей о возможных опасностях.
Поэтому наша важная работа заключается в том, чтобы подготовить детей к будущему, дать им место в обществе. Мы сейчас готовим их для работы, которой сегодня еще даже не существует. Конечно, многие родители волнуются и думают, что цифровая трансформация школы — это сложно, но я надеюсь, что они доверяют профессионализму учителей.