Юлия Ульянова, директор фонда Legacy, который обеспечивает поддержку школьным эндаументам, рассказала корреспонденту "ВО" Артёму Санину о том, что такое эндаумент, как и зачем его нужно создавать в школе и других организациях.
– Сложно ли создать эндаумент-фонд, ведь фонд – это просто деньги?
– Я пыталась создать эндаумент в своей школе, но директора, у которого я училась, перевели. Я вышла на нынешнего директора и пообщалась с ним. Меня приняли без особого желания. Мы беседовали на тему общения с выпускниками, создания сообщества... Мне сказали, что это слишком сложная задача, которую нужно оставить на будущее. Чуда, которого хотелось мне, не случилось. Это непростая задача, но нужно планомерно идти и рассказывать про эндаумент. Игорь Владимирович Рыбаков (российский предприниматель, участник списка богатейших людей мира по версии журнала Forbes в 2019 году с состоянием в 1,3 млрд долларов США, совладелец корпорации Технониколь и сооснователь Рыбаков Фонд, прим. автора) также не имеет эндаумента в своей школе. Он несколько раз ездил и пытался мотивировать учеников и выпускников. Но для него главное, чтобы он был не единственным выпускником. И дело здесь не в деньгах и их наличии или отсутствии, а в том, как правильно создать эндаумент из сообщества заинтересованных людей. Одного человека с деньгами мало.
– Где вообще можно узнать, что такое эндаумент-фонд?
– В России на данный момент не очень много мест, где можно найти информацию о том, что такое эндаумент. Существует всего два фонда, которые занимаются этой темой, – фонд Legacy и фонд Потанина. Фонд Потанина начал активно пропагандировать и развивать эту историю примерно через два года после появления Федерального закона № 275, который регламентирует создание целевого капитала. Есть несколько школ, в которых реализован эндаумент. И в целом наша рекомендация – обращаться за информацией к тем организациям, в которых уже есть целевой капитал. Этапы создания лучше знают те, кто их прошёл. А также рекомендуем читать материалы на эту тему и посещать мероприятия, например можно посетить форум «Эндаумент 2020». Это ближайший форум, где можно будет услышать про эндаументы. На нём будут присутствовать в основном крупные фонды, хотя я выступала на этом форуме два года подряд и говорила про школьные эндаументы. Также про эндаументы можно будет послушать на Гайдаровском форуме, который состоится 16 января, там будет отдельная сессия. Обороты этой инициативы начинают развиваться, и так или иначе на всех образовательных форумах говорят об эндаументах. Потому что это одна из систем финансирования, которое требуется образовательным учреждениям в текущих реалиях.
– Каков список шагов при запуске эндаумента?
– Шаги зависят от того, как вы планируете его запускать, через платформу Legacy или как-то ещё. Самостоятельный запуск требует создания отдельного юридического лица – фонда. В рамках фонда вы сможете создать несколько целевых капиталов под разные цели учреждения. На это требуется два-три месяца, за которые нужно будет зарегистрировать учреждение, сформировать устав и прочее. Дальше осуществляется поиск мецената для формирования целевого капитала. Меценат оформляет договор пожертвования по 275-му Федеральному закону, и дальше эти деньги отправляются в доверительное управление. Если это самостоятельная история, то самим основателям фонда придётся разбираться с управляющими компаниями, в инвестиционных стратегиях и так далее. Инвестировать деньги и потом разбираться с инвестициями. Деньги отправляются в доверительное управление, на протяжении года они оборачиваются и получается доход. В этом месте вступает в явное действие совет по использованию целевого капитала. Совет по использованию включает в себя представителя получателей средств и представителя мецената. Доход распределяется на цели организации.
Если вы выбираете путь создания эндаумента через платформу Legacy – эндаумент можно создать в течение недели, без создания дополнительного юридического лица и без расходов на директора фонда. Поэтому, собственно, сейчас возникло такое количество школьных эндаумент-фондов, просто потому что наша платформа облегчила процесс создания эндаумента.
– Кто получает прибыль от целевого капитала?
– У большинства бюджетных организаций большие проблемы с приёмом внебюджетных средств. Поэтому создаются НКО, для того чтобы принимать средства и тратить их на своё усмотрение, а не по велению учредителя или муниципалитета. У многих бюджетных организаций есть отдельная структура – некоммерческая организация, которая оказывает услуги, в том числе благотворительные, мы говорим сейчас про пожертвования. В данном контексте, например, с гимназией «Корифей» получилась такая история. Им запретили принимать бюджетные деньги, и поэтому пришлось создать внебюджетную организацию, у которой в уставе прописано, что эта организация оказывает услуги по поддержке гимназии «Корифей».
– Можно ли решить финансовые проблемы школы с помощью эндаумента?
– Первое время было такое понимание – школа имеет проблемные зоны и может решить проблемы созданием эндаумента, но это не работает. Создание эндаумента актуально, когда уже всё налажено. Когда всё замечательно, есть финансы, выстроена структура менеджмента, есть качественный педагогический состав, который ежегодно требует повышения квалификации. В таких случаях школа готова и понимает, для чего нужен эндаумент. В школе есть сообщество выпускников, которое как-то участвует в жизни школы, не важно – финансово или другими ресурсами. Эндаумент – это следующий шаг после формирования сообщества, когда у вас налажены все процессы работы внутри школы. Такие школы есть, их всего 500 на данный момент. У них прекрасные показатели по многим параметрам. Есть много авторских школ, которые идут вперёд, и им не хватает брендовости, информации, которая у нас есть.
Что касается тех школ, в которых «с миру по нитке», таким школам ещё нужно поработать внутри. Но иногда даже в таких случаях создание эндаумента – это спасение. У нас есть сельская школа с проблемами в финансировании. Но с появлением эндаумента появился выпускник, который помогает, поддерживает школу, материально и профессионально, но это скорее редкие случаи, исключения из правила. Лучше, чтобы школа была всецело готова, школе не стоит продавать то, о чём она понятия не имеет. И пока они сами к этому не придут – им очень сложно об этом рассказывать.
– Что важнее, деньги или сообщество?
– У нас довольно большой опыт, были опции, когда при школе уже были сформированы сообщества благодарных выпускников, но при всём при этом после создания эндаумента ничего не происходило и не происходит по сей день. Хотя был момент, когда всё формировалось, все бурлило, но, к сожалению, весь запал пропал в момент создания фонда. Всё переросло в рутину, сейчас люди не пополняют капитал, не занимаются фандрайзингом, люди не рассказывают об этом. Есть другие истории, когда у школы не было эндаумента, не было сообщества, и после создания к нему присоединилось некое количество выпускников, которые готовы активно действовать. Например, как в городе Королёв. Есть восемь выпускников, которые в каждую последнюю субботу месяца читают в школе лекции. Они же являлись инициаторами создания эндаумента, и здесь чувствуется коллективная работа, коллективное влияние. Конечно, пополняется эндаумент не такими темпами, какими хотелось бы, но, так или иначе, выпускники своим человеческим ресурсом участвуют в жизни и развитии школы. Работа до создания и после создания целевого капитала, бесспорно, важна, но в первую очередь самим школам требуется освещать в своих кругах то, что есть такой инструмент, то, что его создали выпускники, пестовать выпускников, вешать таблички, рассказывать их истории жизни. Мотивировать других выпускников на участие в этой истории. Сейчас нет сторителлинга, это очень проблемная зона, с которой мы хотим начать работать. Школа не участвует активно в продвижении эндаумента у себя. Ведь эндаумент – это даже не столько инструмент, сколько процедура работы со своими выпускниками. Школы не рассказывают, не мотивируют, не привлекают. У нас как бывает – дайте денег и на этом всё. У нас нет традиции приглашать к себе. Пригласить провести лекцию какую-то. Нет традиции сказать «спасибо» за то, что выпускник пришел и уделил время. Когда вы не вовлекаете в среду людей и просите денег, это чревато тем, что вы еще больше разозлите их и, помимо того что не получите денег, получите негативное отношение.
– Эндаумент – это только для общеобразовательных школ?
– Эндаумент может быть создан для любой школы, даже для школы или организации, в которой, например, учатся дети с физиологическими особенностями. Во-первых, проблемы таких детей получают даже больше внимания, чем классические школы. С точки зрения фандрайзинга может быть проще. Что касается намерений людей, желающих помочь этой школе, есть отличия. Конечно, вряд ли здесь сработает тема про благодарного выпускника. Нужно опираться на на серьёзных богатых людей, у которых есть отклик. Необходимо проводить внутренний ресерч, кому это интересно, и повторять его ежегодно. Хорошо если найдётся человек, который вложит сразу 100 миллионов, и это покроет все расходы школы. Безусловно, можно создать эндаумент для любой организации, но аудитория меценатов будет разная. Это будут либо родители, либо те, кому это интересно, либо российские и международные фонды. Может быть, это будет корпоративная ответственность. Но эндаумент – это в любом случае про личную историю. Частный капитал в лице конкретного человека, который мотивирован поддерживать образование с точки зрения личностного роста детей и правильной атмосферы, с точки зрения человека, который готов менять среду и вкладывать в это личное время.
– Что самое важное в эндаумент-фонде?
– Очень важно перевоспитывать саму школу. Жертвователей может быть много, но уметь с ними работать и доносить информацию, и самое главное – говорить им «спасибо» – у нас пока не научились. По каким-то причинам у нас все думают, что все всем обязаны. Если эта проблема решится в течение какого-то времени, то будет замечательно, и школа получит от этого свои бонусы. Сейчас ни в одной школе этого нет. Некоторые учителя и ученики не знают, что существует эндаумент. И это отсутствие внутреннего и внешнего информирования сильно мешает. Может быть, это страх, что если на вас обратят внимание, то обязательно прихлопнут. Призываю менять ментальность и формировать новые правильные традиции у поколения, которое выпускается.
– А Ваша личная история какая?
– Мне интересно изменить историю образования, отдельных его участков. Скорее всего, у меня не получится, но, возможно, мы будем таким стартером, который поможет что-то изменить в будущем. У нас очень много поддержки благотворительных фондов, но никто не замечает, что у нас калечат детей в обычной школе.