– Александр, как вы узнали про эндаумент?
– Мы общались в разных поездках с Алексеем Бабетовым – директором гимназии «Корифей», в которой уже создан эндаумент-фонд. (Эндаумент-фонд – сформированная за счёт пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаци. Прим. автора). Заинтересовавшись, я сам что-то читал, узнавал и создалось какое-то впечатление. Сейчас эндаумент один из источников привлечения денег в школу, а я сейчас работаю в школе с уникальной историей. От нас вышло очень много хороших выпускников, поэтому я задумался об этом. Здесь есть традиции, сведения о выпускниках, связи, поэтому я буду пытаться как-то это сдвинуть.
– Какие шаги вы уже предприняли?
– У нас прошла большая городская открытая конференция «82-я – вчера, сегодня, завтра». Один из сюжетов конференции в том, что можно надеяться на меценатов, но в свою очередь школа должна надеяться и на себя. Также был выбран управляющий совет школы. Нематериальный вклад уже реализуется, некоторые выпускники работают в институтах РАН, которые расположены в Черноголовке. Кто-то оказывает помощь, руководя детскими проектами, другие участвуют в управляющем совете школы. Один выпускник работает на физтехе и помог связать школу, теперь мы пытаемся наладить контакт, чтобы стать пилотной площадкой при физтехе. Первые шаги – это работа с выпускниками: создавать творческие группы, составлять кейс по различным годам выпуска. Оказалось, что в школе уже почти 10 лет нет встречи с выпускниками, и мы решили, что 1 февраля будем организовывать эту встречу. Мы стараемся, чтобы все видели движуху, которая происходит в школе, с надеждой, что эту движуху захотят поддержать жители города и выпускники.
– Для чего вам нужен эндаумент?
– В условиях Черноголовки, которая находится в сорока километрах от Москвы, но уже сильно отличается от неё, это, конечно, финансовая мотивация педагогов и их удержание. У нас таких возможностей очень мало. Первым моим движением, если бы деньги пришли, было не покупка оборудование, а вложение в мозги.
– Какое взаимодействие вы видите с фондом Legacy, занимающимся бесплатным обслуживанием семнадцати эндаумент-фондов на территории России?
– Решение технических вопросов, тем самым освобождение школы от сложностей юридического, финансового характера.
– Какие вы видите проблемы?
– Я знаю, что некоторые директора спотыкались при создании эндаумента на том, что, по большому счёту, деньги ты передаешь кому-то чужому. Это препятствие, которое необходимо преодолевать в головах тех, кто вкладывает деньги. Еще один барьер заключается в том, что деньгами можно пользоваться не сразу, а только по прошествии какого-то времени.