Ко мне две недели назад пришёл пятый класс. Замечательные, разные, настоящие, из разных школ.
Но кто, кто привил им уже ужас перед словом «сочинение»?! Или это уже на генетическом уровне?
Я запретила это слово употреблять. Вместо него мы используем разные другие слова. Или стараемся обойтись пока вообще без.
Три урока мы говорили о героях и сюжете пушкинской сказки. Пришло время сказать что-то и об авторе.
Самое главное – разомкнуть замОк: автор = биографический Пушкин. А дети всё время на это хотят свернуть. Думаю, проще всего спрятаться за устойчивые формулы, за картонного Пушкина. А вот автора – надо понимать, потому что он ради этого понимания и пишет.
Попробуем отстранить Пушкина хотя бы визуально. Замечательные рисунки Евгении Двоскиной нам в помощь (кстати, то, как они пытаются их раскрасить, – тоже очень важно). Или – Русаны Наливайко – но это для тех, кто бывает в Пушкинских Горах.
Задача была – понять по сказке (по тому, каков сюжет и как этот бродячий сюжет преобразован, как относится к героям...), что за человек автор.
Мы зафиксировали на обороте-черновике вопросы, ответы на которые помогут нам нарисовать «портрет» автора: что ценит в людях? а в жизни? каковы ценности? чего не принимает? как относится к героям? а как – к читателю?
(Надо сказать, что это очень сложно для ребят. Они всё время хотят свернуть на вопросы по биографии, на вопросы типа «взгляд и нечто» или на вопросы о фактах, которые в тексте легко найти.)
А дальше – пол-урока (25 минут) работали самостоятельно.
Есть такие работы, которые я не выкладываю. Это не значит, что они плохие. Ну, нормальные такие работы пятиклассников.
Просто на других есть то, что можно рассматривать, анализировать и в связи с чем думать о дальнейшем. Поэтому – кому интересно – поразглядывайте детали.