На днях одна из школ Сосновоборска попала под пристальное внимание общественности: директор школы, ссылаясь на устав школы, настоятельно рекомендовала четверокласснику сменить причёску (у него выбриты виски, а обесцвеченные волосы на макушке собраны в хвост). То ли что-то случилось неадекватное с директором и она уперлась в своей позиции (во что мне мало верится), то ли родители ребёнка хайпанули на неудачных высказываниях директора, но это все попало в СМИ.
К чему я это?
Как там на самом деле было, я не знаю, но как родитель я точно знаю, что в школах сегодня идёт перегиб с внешним видом учащихся – форма, прически.
Про аккуратно убранные в хвост или заплетенные в косы волосы мне понятно, это элементарная гигиена. Не хотите наловить вшей в месте большого скопления детей – заплетайте волосы.
Но все баталии с формой и цветом волос...
Когда я перешла учиться в подростковую школу, то настал период в российском образовании, когда отменили школьную форму. И можно было ходить как хочешь. И все дети ходили просто и адекватно одетыми, и никакого напряжения в этом месте не было.
Сейчас как педагог я вообще не понимаю, как внешний вид – одежда, прическа – мешает учить детей. Когда 18 лет назад я пришла работать в школу, то ещё тоже дети ходили в школу в свободной одежде. И это не создавало проблем в преподавании им математики. Замечательный педагог, который очень хорошо готовил моего сына к участию в олимпиадах, на вопрос детей, в чем приходить к нему на занятия и на олимпиады, всегда удивлялся этому вопросу, и его ответ был: «В чем тебе удобно, главное, чтобы ты решал хорошо. Надевай то, в чем ты победишь».
Содержательные грамотные педагоги не станут тратить драгоценное время и энергию, чтобы препираться с подростком о внешнем виде.
Как психолог я понимаю, насколько важно, чтобы человек имел возможность свободно проживать особенности возраста.
Тогда это проживается мягче для самого человека и для окружающих.
Система и культура подавления приводит к тому, что большинство детей не проживают нормально детские возраста, оставаясь травмированными в течение жизни. И мы встречаем огромное количество сильно взрослых годами людей, но по внутреннему состоянию и поведению – подростков (или даже в более младших возрастах) – бунтующих, не способных взять на себя ответственность за свою жизнь, постоянно жалующихся, всех обвиняющих, не способных соблюдать нормы, ответственно работать и т.п.
Как мама, наблюдая происходящее в образовании и в частности в школах, я воспринимаю это как агонию.
Словно произошла подмена миссии школы – от гуманного (повысить уровень грамотности) к диктаторскому (сделать всех одинаковыми, обтесать все различия). И это все на фоне того, что индивидуализация заложена в основу образовательного стандарта (!). И то, что я наблюдаю как мама, заставляет меня вставать в позицию обороны, находясь в состоянии контроля за происходящим и на защите интересов моих детей.
Мой сын учится в техникуме и отрастил длинные волосы. Там ребята ходят как хотят, с любыми волосами, в свободной форме. Главное, чтобы они хорошо осваивали профессию.
И я не буду спорить с сыном о том, какого цвета и длины должны быть его волосы.
Это его самовыражение. И он тут свободен делать как считает нужным. Это не существенно важный жизненный вопрос.