Скандал из-за причёски четвероклассника разразился в средней школе №4 города Сосновоборска Красноярского края. Директору школы и её заму по воспитательной работе не понравилась стрижка ученика Прохора Ильиных: у него выбриты виски, а обесцвеченные волосы на макушке собраны в хвостик. Мальчик всерьез увлекается футболом, показывает высокие результаты, его кумир — Златан Ибрагимович, который тоже носит хвост.
Педагоги же ссылаются на устав школы, в котором яркие стрижки не приветствуются, и вспоминают «Гитлерюгенд». А также объясняют детям, что красить волосы — удел сексуальных меньшинств, просвещая таким образом учеников. Родителям Прохора предложили перевести мальчика на домашнее обучение, они готовят заявление в прокуратуру.
Осень
В первый учебный день года четвероклассник Прохор Ильиных пришел домой из школы расстроенный, и рассказал родителям, что директор сняла с его головы резинку для волос, с помощью которой он собирает их в хвост. Педагог Людмила Пестова заявила мальчику, что в школу в таком виде ходить нельзя, и ему нужно сменить стрижку, потому что она — «не по уставу». Родители возмутились и обратились за разъяснениями к руководству школы: замдиректора по воспитательной работе предложила им забрать мальчика на домашнее обучение. После этих слов родители отправились к журналистам, убежденные, что их сына травят в школе, причем, сами педагоги.
На этих кадрах финал серии пенальти, определивший исход матча на красноярском турнире по футболу среди детей «Лига Наций 2019». Защитник Прохор Ильиных обманывает вратаря, забивает решающий гол и приносит своей команде «Болгария» кубок лиги.
На стиле
Прохор — стильный малый. На голове у мальчика прическа «дракончик»: мелкие косички, заплетённые назад по макушке черепа. Виски выбриты. Он сам попросил родителей сделать такую прическу и летом тренировался и играл в футбол «на стиле». Но затем настало 1 сентября. Понимая, что к такой прическе в школе могут придраться, мальчик решил расплести косички, а волосы попросту убрал в хвостик — как это делают многие знаменитости, в том числе и его кумир — футболист Златан Ибрагимович, один из самых непредсказуемых и мастеровитых нападающих своего поколения.
Златан Ибрагимович
Воспитание и просвещение
Эта прическа называется «man bun», — мужской пучок или хвост. Сейчас такая стрижка популярна у молодежи — в красноярских школах их носят довольно много детей. Но в соседнем Сосновоборске, городе-спутнике Красноярска, места за партой для мальчика с модной стрижкой не нашлось — кроме того, что родителям предложили перевести Прохора на домашнее обучение, завуч попыталась также провести с мальчиком воспитательную работу: Ольга Смирнова принесла ему распечатку статьи малоизвестного издания «Карельская Губернiя», где неизвестный колумнист яростно критикует такой стиль. Материал так и называется: «Зачем современные мужчины носят эти ужасные хипстерские пучки?». Там упоминается движение «Гитлерюгенд», а также приводится вот такая цитата: «можно рассматривать «мужской пучок», как последний этап в серии гендерного переопределения, так как мужчины теперь носят то, что традиционно рассматривалось, как элемент женского стиля».
— Это вызывающая прическа. Это не обще-деловой стиль. Я выходила на Прохора и просила: Прохор, ну давай поговорим об этом. Мы посмотрели футболистов на сайте, у которых пучки. У ребенка слепое подражание. Хорошо, футбол, юниор. Он еще там (в секции) не записан. И Глушков, тренер, тоже не знает о существовании Прохора пока, — заявила завуч Ольга Смирнова.
Пытаясь убедить «Борус» в сомнительных спортивных достижениях Прохора, завуч и директор либо попыталась слукавить, либо попросту не были в курсе реального положения дел: у Прохора дома на полке стоят шесть кубков и висят семнадцать медалей. Он действительно талантливый спортсмен. Также педагоги не знали, что «Борус» уже пообщался с тренером Прохора — Александром Глушковым. На самом деле он ведёт мальчика ещё с трех лет, и лично вырастил его как спортсмена. Глушков раскритиковал действия руководства школы и заявил, что намерен вместе с родителями отстаивать право подопечного на свободу самовыражения:
— Полное самодурство директора и завуча. Это травмирование детской психики: срывают резинку, вызывают родителей. Ребенок замкнется сам в себе психологически. Откажется ходить в школу. Откажется ходить на тренировки. Просто будет бояться, что так будут делать с ним везде. Об этом директор не думают с завучем: о психологии ребенка. Он ещё маленький. И он это по-другому всё воспринимает. При этом, он хорошо подготовлен физически, в техническом плане. Родители для него делают все, они молодцы: три раза в неделю возят его из Сосновоборска в Красноярск (40 км — прим. ред). Ни одной тренировки не прогуляли. Ездили на игры в Томск, в Саяногорск. Ездили вместе с ним. В наше время, сами понимаете, насколько это тяжело — отпроситься с работы, уехать, да и недёшево это все. У него есть мечта — играть в Манчестер Юнайтед. Родители его поддерживают. Он сам верит в это.
«Завтра все пойдут самовыражаться, — на кого они будут похожи?»
Директор школы Людмила Пестова рассказала «Борусу», что бороться с яркими волосами учеников она начала недавно, вернувшись на работу в школу: полтора года она возглавляла управление образования Сосновоборска, но решила вернуться на прежнее место. За время её отсутствия, поясняет она, ученики порядком «разболтались»: стали ходить с разноцветными волосами, хотя это допускается разве что для похода на школьную дискотеку. В прошлом году Людмиле Михайловне, по её словам, пришлось, как историку, разъяснять пятиклашкам, что окрашивание волос в яркие цвета пошло с запада, от представителей сексуальных меньшинств. На вопрос корреспондента — откуда она это взяла, педагог заявила, что знает, что так оно и есть.
Людмила Пестова, директор средней общеобразовательной школы №4 г. Сосновоборск (фото: ok.ru)
Родители (Прохора) пусть сначала приходят к диалогу. И пусть поймут, что есть другая категория родителей. Почему у нас возникают стычки и доходят до каналов и всего такого (СМИ), потому что когда один из всех остальных в классе и школе (носит яркую прическу), это уже противопоставление себя, ну если приняли мы это (устав школы), тогда давайте мы все будем в одинаковых условиях. Почему одному можно это делать: «я хочу так самовыражаться», завтра все остальные пойдут самовыражаться, — на кого они будут похожи? Завтра он самовыразится — подойдет, ударит кого-нибудь,— рассуждает директор школы Людмила Пестова.
Замдиректора по воспитательной работе Ольга Смирнова, подрабатывающая в Сосновоборске тамадой, поддерживает начальницу, — по её мнению, все знаменитости, такие как Леонардо Ди Каприо, Бред Питт, Златан Ибрагимович, и другие носители хвостиков и пучков, состоялись как взрослые люди, и могут самостоятельно решать — что им носить на голове. Оба педагога тоже окрашивают волосы, объясняя это возрастной необходимостью. Однако четвероклассник Прохор, по их мнению, пока не должен решать — какой имидж себе выбирать. Сначала он должен достичь совершеннолетия и закончить школу, уверены педагоги.
У нас образовательный бизнес. Родители — наши клиенты. Клиент всегда прав. Со стороны родителей возникает вопрос, по прошлому году, по позапрошлому: а почему ребенок вот так одет и вот так ходит? Почему все дети подчиняются, а он не подчиняется? Школа — это безопасность, здоровье, как физическое, так и моральное. Приходят ко мне старшеклассники, которые накрасили волосы на дискотеку. Ради одного вечера. А потом подходят — Ольга Геннадьевна, а можно еще в понедельник (приду в школу с яркими волосами), а во вторник — всё смою? Я с ними договариваюсь. И с Прохором договорюсь, — уверена завуч.
Родители настроены также решительно: они написали заявление на имя директора с просьбой официально разъяснить, в чем заключаются претензии к их сыну. С ответом они планируют отправиться в прокуратуру, чтобы дать правовую оценку действиям педагогов и выяснить — законны ли их требования.
Выдержка из дополнения к уставу школы с требованиями к внешности учеников
У сына всегда чистые волосы. Он опрятен, волосы не мешают учебе. Он не распускает их в школе. Ему так удобно и нравится. Для меня это теперь вопрос принципа, — говорит мама Прохора.
Однако, педагоги настаивают на том, что волосы не должны быть обесцвечены, а длина чёлки в распущенном виде не должна быть ниже уровня бровей. Эти требования они намерены теперь задокументировать в дополнении к уставу, так как нынешнее — не отражает запреты детально. Завуч Ольга Смирнова призналась, что даже замеряет длину чёлки у учеников-мальчиков. На вопрос «Боруса», запрещали ли в её школе в детстве длинные волосы и брюки-клёш у мальчиков, а также короткие юбки у девочек, Смирнова признала, что запрещали, и ей взрослой это даже нравится:
А вы знаете, хорошо, что мне запрещали. Вообще без юбки ходила бы. Хорошо, что запрещали. Сейчас вот смотрю — здорово, что у меня были вот такие преподаватели (бьет кулаком по столу).