Родители // Статья

Как выбрать школу для ребенка

Три совета родителям.
  • 20 августа 2019

Как выбрать школу для ребенка
Фото: valiza.com.ua

Выбор школы для ребенка – один самых ответственных моментов для родителей. Кто-то обращает внимание на место школы в рейтинге, кого-то интересует школа для одаренных или образовательная организация, имеющая статус международной.

О том, какому из вариантов отдать предпочтение, рассказывают эксперты бизнес-школы СКОЛКОВО Ольга Назайкинская и Галина Гурова.

1. Определите стратегию школы

Есть ли у школы свой замысел, можно понять по тому, как руководство и учителя школы ставят себе задачи, как они их описывают. Что школа подчеркивает в коммуникации с родителями – выполнение государственных нормативов, работу в соответствии со стандартами? Или же транслирует собственное понимание того, что нужно современным детям и важно в обучении?

Наличие собственной позиции вовсе не противоречит выполнению государственных требований, однако школы, руководство которых способно самостоятельно ставить цели и вырабатывать стратегию, как правило, могут предложить ученику больше, чем просто соответствие стандартам.

В чём состоит главная задача обучения: одни школы подчеркивают прагматические цели и учебные результаты (например, подготовку к будущей профессиональной деятельности, поступление в престижный вуз), а другие на первый план выводят гармоничное развитие личности и полноценное проживание ребенком школьного периода.

Школы, определяющие обучение в первую очередь как становление личности, стремятся развить любознательность ребенка, его мотивацию и опору на себя. Для них важнее не факт поступления в вуз или победы на конкурсе, а способность ученика делать выбор, адекватно себя оценивать, ставить важные лично для него цели и их добиваться.

Большинство «топовых» государственных школ можно отнести к первым, они ориентированы на глубокое освоение школьных предметов, часто предлагают узкую специализацию, желаемый результат для них – это учебные достижения, победы на олимпиадах и конкурсах.

В первой категории также большинство школ при университетах и школы, работающие по кембриджской программе: они целенаправленно развивают научное мышление и готовят учеников к академической карьере. Всё больше школ сегодня делают упор на развитии практических навыков через проекты и стажировки, социально полезную деятельность, участие в чемпионатах JuniorSkills.

Школы, определяющие обучение в первую очередь как становление личности, стремятся развить любознательность ребенка, его мотивацию и опору на себя. Для них важнее не факт поступления в вуз или победы на конкурсе, а способность ученика делать выбор, адекватно себя оценивать, ставить важные лично для него цели и их добиваться. Некоторые из таких школ делают упор на развитии творческих способностей, другие стремятся развить коммуникативные навыки, взаимоуважение, толерантность и способность к сотрудничеству.

Важную роль в таких школах играют психологи и тьюторы-наставники, при планировании занятий учитываются возрастные особенности детей.

Разумеется, многие школы признают значимость обеих целей – и высоких учебных результатов с последующим поступлением в университет, и гармоничного развития личности, – однако обычно одна из этих составляющих преобладает.

Кроме понимания целей и стратегических ориентиров школы, важно оценить её организационную культуру. Эксперты предлагают родителям обратить внимание на несколько параметров. Во-первых, насколько иерархичными выглядят отношения в школе? Поощряются ли вопросы и критическое обсуждение, стиль общения «старших по званию» выглядит скорее авторитарным или демократическим, в проблемных ситуациях они стремятся оказать поддержку или больше рассчитывают на меры контроля?

Это относится и к взаимодействию сотрудников школы с руководством, и к манере общения школьных работников с родителями, и к отношениям учителей и учеников, – в школьной культуре всё взаимосвязано. Кроме того, оцените, насколько вариативна образовательная программа, придется ли ребенку делать выбор, или структура обучения задана заранее? Присмотритесь к соотношению свободы и дисциплины в школе. Насколько строго соблюдаются школьные правила?

По всем названным параметрам нет «желательных» или «нежелательных» вариантов, но важно понять культуру школы, чтобы оценить, будет ли в ней хорошо именно вашему ребенку и соответствует ли это вашему представлению о его будущем.

Одна школа по своей культуре будет ближе к корпоративному миру, в ней ребенок с детства привыкнет ориентироваться в иерархии и работать в рамках правил и стандартов. В другой школе ему придется чаще самостоятельно планировать свою деятельность, договариваться, принимать решения, – такая культура будет больше соответствовать предпринимательской деятельности. Третья школа напомнит по духу научную организацию, четвертая – дизайнерскую студию, и так далее.

2. Оцените возможности вашего ребенка

Обучение детей в начальной школе и после неё существенно отличается, поэтому, как правило, родителям приходится выбирать школу больше одного раза. На сайтах многих школ можно найти информацию о специфике обучения на каждой ступени, в этом случае стоит почитать, чем начальные классы в понимании этой школы отличаются от средних и старших. Если в тех школах, которые вы рассматриваете для своего младшеклассника, большинство уроков ведет классный руководитель, то очень важно выбрать именно класс и учителя. От личности учителя будет зависеть, какая в классе сложится культура и как будут расставлены приоритеты в обучении. Есть и школы, которые в принципе предлагают только начальное обучение – например, те, которые работают по методике Монтессори.

К десятилетнему возрасту ребенка, когда встает вопрос выбора обучения на следующей ступени, вводных становится больше. После нескольких школьных лет вы уже лучше можете оценить, какой стиль обучения у вашего ребенка, насколько ему комфортно в «обычной школе», какие нагрузки он выдерживает, какие у него амбиции.

Высокий конкурс при поступлении не всегда подразумевает конкурентную среду внутри школы – эти два параметра нужно оценивать отдельно.

Есть несколько важных позиций относительно характера, интереса и способностей ребенка, которые стоит обдумать при выборе средней школы.

Во-первых, это самостоятельность, организованность и готовность делать выбор. Ребенок хочет и может сам выбирать, что учить, предпочитает сам планировать своё время, или же ему комфортнее в заранее определенном расписании, под контролем взрослых, и именно в таких условиях он сможет раскрыться?

Во-вторых, подумайте о том, подойдет ли вашему ребенку конкурентная среда. Он любит соревноваться, или, наоборот, постоянные сравнения и рейтинги для него – большой стресс? Выдержит ли он многомесячный марафон подготовки и поступления в рейтинговую школу? Здесь важно отметить, что высокий конкурс при поступлении не всегда подразумевает конкурентную среду внутри школы – эти два параметра нужно оценивать отдельно. Наконец, при выборе школы взвесьте увлеченность вашего ребенка учебой и его умение заводить друзей. Будет ли ему интересно углубленное изучение школьных предметов и подготовка к олимпиадам? Легко ли он устанавливает контакт со сверстниками и взрослыми? Оцените, насколько вы и школа сможете помочь ребенку адаптироваться к новой среде, в чем ему больше всего понадобится поддержка.

Помимо индивидуальных особенностей в обучении, важный фактор – социальное окружение семьи, семейные профессии и то, какое профессиональное будущее вы видите для своего ребенка, с учетом его талантов и предпочтений. Если он захочет получать высшее образование и жить за рубежом, обрадует ли вас такой сценарий? А может быть, вы хотите развить его предпринимательские качества? Или планируете, что он будет работать в крупной корпорации? А может быть, это будет научная карьера или творческая специальность?

Каждому из этих вариантов соответствует определенный тип школы. Не только с точки зрения того, чему и как там учат, но и – какие ролевые модели и какие потенциальные связи появятся у ребенка. К примеру, 19 выпускников Итонского колледжа стали премьер-министрами Великобритании. А среди выпускников знаменитого московского лицея «Вторая школа» немало ученых с мировым именем.

Не менее важно понять, как формат обучения вашего ребенка повлияет на остальные его занятия и на образ жизни семьи.

Например, если вам кажется, что наилучший вариант – семейное обучение, трезво оцените, что оно потребует столько же времени и усилий от одного из родителей, сколько обычно уходит на работу. Если вы к такому не готовы, может быть, лучше выбрать маленькую «альтернативную» школу или присоединиться к группе других родителей, практикующих семейное обучение.

При всей важности школы, успешность, развитие и благополучие ребенка складывается из многих факторов. Даже в самой, казалось бы, подходящей школе могут возникнуть сложности. К счастью, сегодня немало образовательных возможностей помимо школы, с помощью которых можно скорректировать или дополнить обучение ребенка, если есть такая необходимость.

3. Как принять окончательное решение

Приведем примеры, как названные факторы складываются в выбор школы для ребенка. Например, для самостоятельных и общительных детей, которые терпеть не могут зубрежку, может подойти демократическая модель школы, в которой программу обучения формируют сами дети (вдохновитель этой школьной модели – Александр Нилл и его школа «Саммерхилл» в Великобритании, но сегодня такие школы есть и в России).

Демократические школы могут объединять в учебные группы детей разного возраста, в соответствии с их учебными запросами; поощряют инициативность и уважение чужих интересов. Они работают по принципу: хорошо узнать можно только то, что сам захотел изучить, а проходить всё сразу «потому что так принято» – бессмысленно. Также они, как правило, требуют значительного участия родителей в жизни школы.

Из опыта зарубежных демократических школ известно, что их выпускники часто реализуют себя в творчестве и в благотворительных проектах, и в принципе стремятся не столько к социальному успеху, сколько к самореализации и балансу разных сторон жизни.

Другой пример: школы, предлагающие программы «международного бакалавриата», как правило подразумевают довольно большую учебную нагрузку, особенно в старших классах. Чтобы успешно учиться в такой школе, ученик должен быть достаточно организованным, обладать академическими способностями. «Международный бакалавриат» прививает ценности западной культуры и даёт выпускникам возможность поступать в международные вузы. Также большое внимание эта учебная программа уделяет развитию критического мышления и полезному вкладу учеников в общество: для этого в расписание старших классов включены специальные курсы, что ещё увеличивает нагрузку. При этом ответственность за обучение ложится именно на ученика.

Интересный вариант для тех, кому наиболее важны доброжелательная атмосфера и индивидуальный подход, и при этом привлекает четкая структура образовательного процесса с освоением всех традиционных предметов, предлагают государственные и частные школы с акцентом на инклюзивное обучение. Такие школы позиционируют себя как «школа для разных детей», как правило, у них есть классы с этнокультурным компонентом или для детей с особыми потребностями, и ожидается, что все – и учителя, и ученики – относятся друг к другу с уважением и готовностью оказать поддержку.

Образовательная программа в таких школах предполагает значительную вариативность и маленькие учебные группы, в том числе предоставляя более способным ученикам возможности углубленного изучения предметов. Ошибочно приравнивать эти школы к «коррекционным»: это школы нового формата, в них сильные учителя и с удовольствием учатся действительно разные дети, а в рейтингах эти школы занимают достаточно высокие места. Например, такой формат обучения предлагают государственная московская Гимназия 1540 или частная школа «Ковчег-XXI».

Разнообразие вариантов школьного обучения сегодня больше, чем когда-либо.

Информацию о «нестандартных» вариантах можно найти на сайтах объединений альтернативных и семейных школ, ассоциаций негосударственных образовательных организаций.

Среди государственных школ выделяются «авторские», известные по фамилиям своих директоров, – но и «обычные» государственные школы сейчас активно меняются. Чтобы понять специфику конкретной школы, изучения рейтингов и отзывов в интернете недостаточно: постарайтесь посетить школу, пообщайтесь с её руководством и сотрудниками, найдите через знакомых и социальные сети выпускников этой школы и других родителей, чьи дети там учатся. А когда выбор сделан – не забывайте, что у вас, как у родителей, в течение всего обучения есть возможности влиять и на школьный опыт своего ребенка, и на жизнь «вашей» школы в целом.



Новости





























































Поделиться