В рамках Южно-Сахалинского образовательного форума состоялась работа презентационной площадки проектов культурно-образовательных инициатив.
На конкурс было представлено более 10 проектов, большая часть которых касается сетевого взаимодействия организаций в сфере образования, расшколивания – включению городской среды в образование, и профориентации. Кстати, по нашему мнению, проекты хорошо вписались по смыслу в содержание южно-сахалинской Концепции развития образования.
Расскажем коротко, какие идеи родились у сахалинцев:
Авторский коллектив детского сада № 28 «Матрешка» предложил оригинальный проект «Организация групп кратковременного пребывания для детей от 9 месяцев до полутора лет «Растем вместе». Педагоги-дошкольники предлагают создать группы, позволяющие принимать детей раннего возраста вместе с сопровождающими их родителями. По мнению авторов проекта, «если на начальной стадии ребенок посещает образовательное учреждение вместе с родителями, обучается с ними, это повышает педагогическую компетентность родителей и семьи в целом, и способствует успешной адаптации будущего воспитанника». Интересно будет посмотреть на реализацию!
Еще одни неравнодушные педагоги ДОУ из детского сада «Веснушка» решили привить дошколятам опыт волонтерства. Создавая проект «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят», воспитатели хотели сформировать необходимые условия, при которых каждый ребенок был бы готов принять на себя ответственность за других, а значит расти морально и формировать себя, как личность. Личность, как известно, формируется еще в детском саду, а то и раньше.
Команда детского сада № 9 «Чебурашка» г. Южно-Сахалинска удивила своей дальновидностью. Они предлагают с детского сада формировать правильное отношение детей к деньгам, используя различные методы и приемы, чтобы черезигровую деятельность познакомить с понятиями денег, финансов. Глядишь, на выходе из сада уже сформируется капитал. Капитал знаний – уж точно.
Педагоги детского сада № 44 «Незабудка» придумали создать в саду интерактивную зону – лабораторию и организовать познавательные экскурсии детей на различные места трудоустройства родителей. Команда оптимистично назвала свой проект «Навстречу будущей профессии!». По мнению заведующей детского сада, сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых детям недоступна. «Мы хотим к этому процессу привлечь не только наших педагогов, но и специалистов из различных учреждений города, чтобы приходить в эти учреждения с детьми и показывать, как они работают, что делают, чтобы дети могли видеть на практическом опыте ту или иную работу». Добавим от себя: учитывая специализацию региона, дети будут с детства подкованы, как минимум, в углеводородном профиле.
Александр Пономарев, предприниматель, представил проект «Строительство театра науки и технологии в городе Южно-Сахалинске», предложив создать музей науки с мини-лабораториями и музей дворца технического творчества. По его мнению, это будет способствовать профориентационной работе с подростками.
Совместный проект института развития образования и музейно-мемориального комплекса «Победа» касается организационно-методического сопровождения ресурсов исторического парка «Россия – моя победа», как ресурса духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
Ихтиолог Сергей Макеев из г. Анивы Сахалинской области предложил проект «Узнать, полюбить, сохранить», направленный на сохранение биоразнообразия сахалинской природы, в частности популяции лосося.
Коррекционная школа «Надежда» разработала проект, посвященный построению современной модели школы для детей – инвалидов и формированию общественного принятия детей с интеллектуальными нарушениями развития.
Совместный проект детских садов № 25 «Русалочка» и № 50 «Карусель» тоже касался инклюзии. Педагоги предложили различные формы адаптации среды детского сада под потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, вовлечение их в творческую и познавательную деятельность.
Проект «Культурологический лагерь «Содружество» направлен на создание поликультурной среды для общения подростков. Сахалинская область – это регион с многообразием культур, традиций и народностей. В связи с этим возникает необходимость воспитания подростков в поликультурной среде, где они научатся быть толерантными и смогут адаптироваться в новых культурных условиях. Лагерь позволит детям познакомится с культурой разных народов, с их традициями и особенностями в интересном формате.
В тему полилингвальности выступил и детский сад № 9 «Чебурашка» с проектом «Я познаю мир на двух языках». Проект призывает приобщать детей к иностранному языку, как элементу культуры других народов, создавать все необходимые условия для формирования языковой среды в детском саду.
Основная «битва» состоялась между гостями форума – проектами представителей Ижевска и Улан-Удэ, которые презентовали свои проекты в формате мастер-классов.
Татьяна Митрофанова, директор школы № 32 г. Улан-Удэ, депутат Улан-Удэнского городского совета, предложила проект «Общественное управление: экспертиза образовательных результатов от дошкольной до старшей ступени». Она рассказала об опыте из школы и выстроенном на протяжении 8 лет механизме взаимодействия родителей, педагогов и администрации школы.
В СОШ 32 представлена дошкольная и общеобразовательная степени. Одна из главных задач школы – это снятие напряжения у родителей при решении различного вида вопросов и задач. Для этого в школе создан Управляющий совет и Попечительский совет, благодаря которым родители становятся участниками образовательной политики школы. Вместе с педагогами и администрацией, они занимаются вопросами качества образования, развития инфраструктуры, разработки программы развития, образовательных программ и многих других вопросов.
В дошкольной ступени внедрена технология «сценирования занятий». Это прошедшая государственно-общественную экспертизу авторская технология Татьяны Митрофановой по возможности оценивания образовательных результатов на дошкольном этапе воспитания и обучения. На средней ступени привлекается общественная экспертиза родителей и старшеклассников по оценке метапредметных достижений школьников.
Если мы сформировали критическое мышление, научили планировать свои действия, занимать свою позицию в деятельности, высказывать свою точку зрения, то это на всю жизнь и это прослеживается на прослеживается на всех этапах нашего образовательного комплекса
Оценивают и педагогов – на основе портфолио и общественной экспертизы занятий. Школа является победителем Республиканского конкурса стажировочных площадок государственного общественного управления и входит в 500 лучших школ России.
Михаил Черемных, директор «Гуманитарного лицея», представил проект проектирования городской Сетевой старшей школы – комплекса. Суть состоит в том, чтобы выделить старшеклассников в отдельную ситуацию, построить для них образование, соответствующее возрастным задачам и потребностям их возраста.
Во многих странах мира система общего образования строится ступенчато, то есть сеть начальных школ, сеть подростковых школ и сеть старших школ. И каждая ступень отделена друг от друга. На каждой ступени должно быть совершенно другое отношение к содержанию образования, к условиям. У каждого возраста свои образовательные задачи, а значит и свое наполнение образования.
В ижевском гуманитарном лицее профильная старшая ступень для 10-11-классников строится принципиально иначе. В обучении используются новые образовательные технологии исследования, проектирования, моделирования, деловые и организационно-деятельностные игры, тренинги, стажерские практики, проходят дебаты, семинары по критическому мышлению, применяется образовательная картография, действует система тьюторства. Лицей вовлечен в методическую работу, уже 3 года является партнерской школой «Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Результаты конкурса будут подведены на основе голосования участников форума и оценки экспертного жюри.
Опыт проведения локального конкурса образовательных инициатив в Южно-Сахалинске показал, что сообщество может генерировать идеи для системы образования: обозначать повестку дня, дополнять образовательные программы, предлагать новые ресурсы для обучения. Подобный конкурс инициатив для системы образования – реальная помощь сообщества в действии.
Марина Лихошерстных, Елена Сердюкова