Опять эта математика... Как часто слышит это репетитор, школьный учитель и родитель. Скучная и бесполезная математика. Зачем этот девятый пример в столбик, зачем считать скорость пассажирского поезда и зачем эти логарифмы и косинусы.
Нелюбовь к математике кроется в непонимании и неправильной мотивации, на мой взгляд. У математики должен быть Смысл (да как и у любого другого предмета). Конечно, важно показать, что математика – это не десяток однообразных примеров, а это наука, окружающая нас каждое мгновение.
Наука, помогающая определять расстояние и время, наука, отвечающая за красоту раковины улитки, крылышка бабочки и симметрию цветка. Красиво звучит, правда?
Жаль, всё не так просто. Физика вон с реальностью связана на 100%, что-то едет, нагревается, скользит, падает... но делает ли это физику легче? Увы. А с реальным практическим применением у математики ещё хуже, её во всей красе используют только профессионалы, объяснить ученику зачем ему считать расстояние между прямой и плоскостью - довольно сложно. И зачем упрощать логарифмическое выражение, тоже не очень понятно. Ну, зачем логарифмы, это, может, и объяснили... а почему я уже третий месяц адские неравенства с ними решаю?!
Поэтому мотивация интересным практическим применением математики далеко не всегда возможна. Если с младшими школьниками ещё можно поиграть в настолки с умножением, порезать карточки на дроби, посчитать догонит ли ведьма мага, то после 7 класса становится всё сложнее отвечать на вопросы, особенно слабому ученику. А значит, нам нужна другая мотивация.
Что есть мотивация для вашего ребёнка? Зачем ему решать эту задачу? Чтобы родители не отругали, чтобы одноклассники не смеялись, когда он у доски, чтобы учитель не поставил двойку? Это конфликтная мотивация, она включает негативные эмоции и, чтобы не повторить провал, человек будет исправлять ситуацию. Будет нарешивать эти примеры на деление с остатком, лишь бы снова не смеялись над ним. Однако, любви к предмету это явно не способствует.
Или у ребёнка цель – поступить в хороший ВУЗ и стать классным специалистом? Или преподаватель – авторитет и важно сделать хорошо, чтобы заслужить значимую похвалу? Или ученика окружают интересные друзья, которые подержат, помогут и порадуются успехам? Это – хорошая мотивация, она как раз ведёт к результатам. Поэтому, какими бы ни были яркими, интерактивными онлайн-занятия, я всегда за очное общение в соответствующей среде, среди сильных учеников, за которыми хочется тянуться. Когда необычному решению искренне аплодируют другие ребята, твои же коллеги – это мотивирует гораздо круче, чем 100 рублей за пятерку или слово «великолепно!» от робота на онлайн-платформе. Особенно такое окружение важно в переходном возрасте, когда именно друзья и взрослые авторитеты оказывают наибольшее влияние на развитие личности.
Рассказывайте детям о профессиях, которые есть в мире и устраивайте встречи с интересными специалистами. Чем занимается архитектор и зачем ему находить расстояния? Что делает специалист по оценке финансовых рисков и что для него значат графики? Как происходит тестирование новых лекарственных препаратов и какое место в этом занимает теория вероятностей? С какими величинами работает физик-ядерщик и что он знает о потерянном минусе в степени? Расскажите о престижности профессий, об интересных командировках, о студенческих предметах, о зарплатах и бонусах, сходите на дни открытых дверей в университеты и крутые компании. Достаточно взрослому ученику это поможет хоть немного осознать смысл школьных тренировок.
И, о ужас, не выбирайте, пожалуйста, за детей «хорошую» профессию.
У вас может быть хоть сколь угодно успешный семейный бизнес, но если ребёнок всерьёз хочет стать патологоанатом и объективно понимает всю ситуацию – флаг в руки.
В крайнем случае, осознает ошибки и перепоступит через год-два.
Конечно, огромную роль в мотивации играет авторитет преподавателя. Все мы знаем, как хочется следовать за тем, кто нам нравится. За тем, кто классно одевается, красиво и грамотно говорит, интересно рассказывает о работе и своей жизни, кто уважительно относится к другим. А у детей это чувство авторитета обострено ещё больше, чем у нас, поэтому учитель с горящими глазами может творить чудеса. С его производными общаются даже самые слабые ученики, ведь огорчить своего любимого педагога никак нельзя, от его похвалы и обнимашек замирает сердце и мир становится намного лучше )). И, если лучший способ заслужить внимание - это хорошая математика, эх, пойду-таки добью ту задачу. В этом случае удовольствие от общения с вдохновляющим преподавателем превращается в то самое удовольствие от математики. А это как раз наша цель.
И никогда не критикуйте учителя при ребёнке, даже если вам совсем очевидно, что он неправ. Учиться у человека, о котором нелестно отзываются родители – каково?
Заинтересовать всерьёз отлично помогают автобиографические книги, истории великих открытий и их обсуждение. Каким было детство учёных, кто был их наставником, как было тяжело, кто поддерживал и кто вставлял палки в колёса. Объясните ребёнку, что если ему под силу сейчас понять суть этого открытия, это ставит его на одну ступеньку с теми именитыми изобретателями и первооткрывателями, ведь когда-то это поняли и они. Попробуйте повторить те первые незамысловатые опыты, выведите формулы самостоятельно, подумайте, где это применяется сейчас, и что сдвинулось с мертвой точки в науке в то время, благодаря тому самому закону.
Ещё мне нравится обсуждать вместе с учениками новейшие открытия, читать самые современные научные статьи и смотреть научно-популярные видео. Так мы становимся причастными к настоящей науке и видим взаимосвязь среди разных направлений.
Не принуждайте ученика и не манипулируйте. Многие родители любят сообщать ребёнку, что он не пойдёт гулять, пока не сделает домашку, что он получит шоколадку, что ему подарят собаку... Зачем вы заменяете интерес к учебе чем-то другим? Вы в самом деле готовы подарить собаку за законченный четвёртый класс на отлично? Так подарите уже сейчас.
И вся эта плата за хорошие оценки... в какой-то момент ребёнок станет просить больше, десять рублей его уже не устроит, а мотивации к учебе как не было – так и не будет, он это делал за деньги, которые копил на самокат. И целью был, собственно, самокат, а не пятерка по математике. Опять же, это не просто путь ложной мотивации, но и воспитание потребителя, ведь за каждое своё действие ребёнок приучается что-то получать взамен. А так в жизни не бывает.
Если ученик ещё в младшей школе, помните, для реального интереса всю математику нужно трогать. Пусть она будет яркой, приятной на ощупь, пусть будут игры, прятки, счетные палочки, фломастеры, рисунки, кубики и головоломки. Я знаю, что вам хочется быстрее, выше, сильнее. Вам хочется три темы за занятие, красивые записи в тетради, примеры ровными столбиками... а ребёнок приходит от меня и рассказывает вам, как мы 40 минут искали под партами особые кусочки одного цвета и собирали из них целую картину! Хммммммм. Это несерьёзно, думаете вы, и идёте искать кружок, где будут заниматься «нормальной» математикой и задачи решать. Только вы не поняли, что мы уже начали дроби и ребёнку это понравилось, ведь мы всего лишь играли. Дети этого возраста очень чутко реагируют на визуальные, тактильные и звуковые раздражители, и эти ощущения запоминаются гораздо эффективнее, нежели просто куча повторений.
Для спокойного обучения задачи должны быть по силам ученику. Никому не интересно страдать над задачей в кучу действий, когда ещё и её смысл не очень понятен. О какой мотивации здесь мы говорим? Даже если у ребёнка хорошо с базовым пониманием того, зачем ему сдавать профиль ЕГЭ на 95+, не стоит кидаться сразу к С5, когда простые проценты вызывают сложности. Необходимо дать почувствовать, что у него всё получается, что он может успешно оперировать математическими объектами и получать удовольствие от своих крутых результатов. Это – мотивация успеха. И, опять же, она гораздо эффективнее работает в группе, когда ты можешь поделиться своими радостями с друзьями.
Но, конечно, не стоит останавливаться на задачах одного уровня.
Я любому ученику подсовываю задачки из олимпиад, со вступительных экзаменов в МГУ, из ЕГЭ – даже там всегда можно найти что-нибудь посильное. И обязательно озвучиваю, что это была задача из олимпиады и ты её решил!
Эти слова прям магическая формула, этакий взмах волшебной палочкой и «а дайте ещё, пожалуйста?» – получите, распишитесь ).
Ещё один из моих любимых приёмов - позволить покопаться в задаче и сделать всё действительно самостоятельно (благо в работе репетитора у меня есть на это время). Правильная мотивация не терпит готовых объяснений и показанных репетитором/учителем примеров. Да, я могу записать решение на доске, но зачем? Оно будет переписано в тетрадь (возможно, с ошибками) и... благополучно забыто. Лучше давай попробуем вырезать из бумаги фигуры и сложить их на столе, вылепим цилиндр из пластилина и сделаем нужное сечение, раскроем скобки, поделим на одну из переменных с соблюдением всех правил. Зайдём с другой стороны. А потом ещё с одной. И, если получится найти одно решение, я довольно часто прошу ребят найти ещё один выход. А если применить здесь метод группировки и потом ввести новую переменную? Будет ли легче?
Когда ученик понимает, что математика – это пробы и ошибки, а не безнадёжные провалы, становится спокойнее.
Когда у ребёнка есть ряд методов в волшебной коробочке, ему гораздо проще: ведь он знает, что если раскрытие скобок привело к уравнению пятой степени – это не значит, что задача не решается. Это лишь значит, что он пошёл не тем путём.
Мотивации может помочь и соревновательный момент, но применять его нужно осторожно. Как раз олимпиады работают именно на нём, и, как вы знаете, у их участников нет вопроса в мотивации ). Я, как тренер, необъективна, но я обожаю олимпиады. Это шикарный инструмент и мотивации, и профориентации, и настоящей любви к предмету и самостоятельной учебе.
Выиграв один раз – сложно остановиться. Но сложно и не опустить руки, бесконечно и безрезультатно участвуя во всех олимпиадах и конкурсах подряд.
Поэтому выбирайте состязания по уровню, попросите наставника посоветовать то, что может подойти вам уже сейчас и пробуйте.
Со школьным соревновательным моментом есть некоторые проблемы. По моему опыту, он хорошо работает в однородно сильных группах. Среди разношерстных учеников сложно организовать действительно честное соревнование с дифференцированными задачами для каждого участника. А если этого не будет - соревнование принесёт радость только победителю, а многие дети могут в очередной раз убедиться в том, что у них не получилось.
Но конкурсы всё же штука хорошая. В правильном варианте и при должной подготовке они учат и проигрывать, получая важный опыт, и позволяют сделать выводы о том, где были недоработки, и приносят искреннее счастье.
Эту статью я писала для вас в огромном новом аэропорту Стамбула. Аэропорту, где каждые шесть минут приземляются и взлетают самолёты, которые нужно разводить, где готовятся ко взлёту и проверяют все запрограммированные системы пилоты, где компьютеры паспортного контроля сканируют мой паспорт, находят нужную информацию среди миллионов других людей и за долю секунды выводят её на экране, где десятки роботов проверяют багажные бирки и отправляют ваш чемодан в нужный город (ладно-ладно, иногда ошибаются).
Всего лишь математика. Сначала дети умножают примеры в столбик, а потом становятся топовыми программистами и помогают людям летать. Летать!
Я влюблена в эту науку. В ней для меня есть особая магия. И я очень хочу, чтобы мои ученики тоже видели в этих символах нечто... большее.
Позвольте математике стать частью вашего мира.