Качество образования // Интервью

Что такое система IB и почему родители выбирают её для своих детей

На вопросы «Вестей образования» отвечает основатель школы One International School Максим Натапов.​

 Что такое система IB и почему родители выбирают её для своих детей
Фото: republic.ru

Что такое система IB, как и когда она появилась, в чём ключевые ноу-хау?

Система IB переводится как International Baccalaureate. Эта система образования появилась лет 50–60 назад в Европе, и она изначально давала ответ на вопрос, какой универсальный диплом позволит вузам понимать, что абитуриент хорошо, качественно подготовлен. И для тех семей, которые мигрируют по свету, для семей корпоратов, предпринимателей был изначально разработан стандарт, который подходил и со временем стал приниматься ведущими мировыми университетами без привязки к национальному стандарту. Когда ребёнок учится по системе IB, он все основные предметы получает и учебники у него той страны, в которой находится эта школа IB, а подход к образованию современный, IB-шный. В этой системе учитель на равных с учеником и любая образовательная активность в рамках школы отвечает на вопрос: «какой навык мы прокачиваем».

Зачем такие школы России?

– Я так отвечу, что вообще России, как и любой другой стране, нужны школы с современными подходами к образованию. Это те школы, которые у ребёнка не убивают интерес к учёбе, к познанию. Так как в IB вся работа ведётся через исследовательскую деятельность, которая позволяет сохранять и развивать интерес к учёбе, сохранять и развивать любопытство, которое изначально заложено, она учит учиться и добывать знания, и плюс к этому воспитывает в студенте такие качества, как способность сопереживать, формирует у него адекватность самооценки, способность работать в команде, способность критически мыслить, принимать риск, отстаивать свою точку зрения, уважать чужую точку зрения. То есть, по сути, всё то, что позволяет человеку быть в дальнейшем эффективным, счастливым, работоспособным и продуктивным. Для этого, наверное, нужны эти школы как по всему миру, так и в России. По всему миру таких школ порядка четырёх с половиной тысяч, но есть нюанс в том, что IB – это прежде всего подход к образованию, угол зрения на образование, где в основе лежитне teaching, а learning, это важно. И, конечно, очень важно создать среду, в которой этот IB-подход будет реализовываться, а не выглядеть некоторой декларацией, которая не имеет ничего общего с действительностью, кроме каких-то высокоуровневых постулатов.

– А не выращивает ли ваша система «мозги на экспорт»?

– По поводу экспорта детей я так Вам скажу, что детей нужно растить патриотами. Вообще в коде IB или в нашем коде One я могу сказать, что мы развиваем у детей восприятие себя русским с опорой на те ценности, то величие нашей страны, которое было реализовано исторически в таких культурных областях, как живопись, театр, проза, поэзия, спорт, военное дело и многие-многие дисциплины. То есть мы хотим вырастить таких людей, которые, сидя за столом, за которым будут присутствовать люди других национальностей, смогут ответить, почему они гордятся своим происхождением, и это будет точно не объём подтверждённых запасов углеводорода либо что-то иное по площади. Я думаю, что мы всё-таки про другое. Бояться того, что дети, возможно, попадут в какую-то (на уровне высшего учебного заведения) среду – это не страшно. Потому что я верю, и опыт стран Азии показывает, что существенная часть из них возвращается, когда создаются для этого условия. Мы растим патриотов, и если им удастся быть конкурентоспособными в высшей лиге абитуриентов со всего мира – это предмет нашей гордости и предмет уверенности, что для нашей страны это будет огромное счастье и подспорье, если они вернутся, и мы создадим хорошие рабочие места, и они вернутся с уровнем знаний, связей, технологий, они смогут поднять нашу страну на иной уровень технологического развития. Мы в это верим и очень будем этому рады.

А как IB сочетается с ФГОСами?

– Я скажу больше. IB вообще такая штука, которая легла основой для написания одной из последних редакций ФГОСов, то есть они оттуда списаны, с IB, потому что очевидно, что профессия учителя в том понимании, в котором её сейчас воспроизводят в наших вузах, умерла лет 50 назад. Это с одной стороны. С другой стороны, дети IB-шные хорошо сдают ЕГЭ, и я полагаю, что эта штука имеет какую-то свою ограниченную валидность, то есть в какой-то момент будет иная какая-то форма подтверждения, потому что всё-таки я считаю, что в основе у детей должна быть способность мыслить, излагать, глубоко понимать тексты, иметь алгоритм для решения любых задач. В этом IB круче, чем ЕГЭ. Надо выбирать современные формы образования, я считаю, в которых есть идеи, есть лицо, есть миссии и есть среда. Вот из этого всего складывается, мне кажется, правильный набор того, что поможет всегда, и не важно, как будет выглядеть мир через 10 лет, находясь в месте правильной среды, ты будешь только развиваться.



Новости





























































Поделиться