Григорий Левонтин, генеральный директор ООО «Коллекция приключений», автор-разработчик программ активного детского отдыха, инструктор детско-юношеского туризма с более чем 10-летним опытом:
– Тут важен контакт инструктора (вожатого) с родителем. Один не знает ребенка так хорошо – что типично, что характерно, а чего он никогда раньше не делал, другой – не видит ребенка онлайн, здесь и сейчас. И тут важно доверие и взаимное уважение.
Никакой организатор лагеря не имеет цели удержать ребенка насильно, если ему по каким-то причинам не зашла программа.
С другой стороны, очень характерная ситуация на программах младшего школьного возраста: ребенок бегает, радостно участвует во всем и у него объективно все хорошо, но вечером, когда наступает время отзвона родителям, ребенок расстраивается, слыша мамин голос, и начинает в этот момент скучать.
Важно сопоставить картинки и принять совместное решение. Что касается лайфхаков: спросите о содержании смены его (ребенка) и инструктора. Если, всхлипывая и скучая, ребенок рассказывает о том, как побил дракона или залез на скалодром, то, скорее всего, скучает он в момент разговора. Если инструктор описывает насыщенный событиями день, а ребенок – ничего, значит, либо взрослый врет и в лагере скучно, либо переживания и скучания так сильны, что за ними ребенок ничего не видит.