Этот доклад предназначен для широкого сообщества не только политиков и ученых, но также экспертов и управленцев.
Исследование показывает, как готовить к будущему, которое трудно прогнозировать.
Авторы в большей степени формулируют вызовы времени, нежели дают на них ответы.
В связи с внедрением информационных технологий меняются механизмы создания товаров и услуг, но как именно это отражается на системе подготовки кадров – пока не очень понятно.
Не очень понятно и то, какие именно профессии подвержены процессам автоматизации и каким конкретно навыкам нужно учиться.
В этой ситуации ставится задача подготовки к неопределенному будущему, поэтому и рекомендации авторов доклада носят весьма общий характер.
Во-первых, это формирование общих когнитивных навыков, применимых в разных специальностях (например, умение рассуждать, критическое мышление).
Во-вторых, это социально-поведенческие навыки (умение взаимодействовать с людьми, навыки коммуникации). Эти навыки можно назвать классическими «мягкими навыками», хотя такой термин в докладе не употребляется.
В-третьих, некие личностные качества – скажем, упорство, настойчивость, поскольку психологи давно показали их важность для достижения успеха.
Теперь о рекомендациях для трех уровней образования, на которых авторы фокусируют основное внимание.
Первостепенное значение придается раннему дошкольному возрасту.
Как доказал Нобелевский лауреат в области экономики Джеймс Хекман, инвестиции в раннее развитие дают бОльшую отдачу, чем инвестиции в более старшие возраста. Каких-то особых новых советов по этой части авторы доклада не дают. Они рассуждают о значении правильного питания, медицинского обслуживания, мониторинга здоровья маленьких детей, но приводимые ими примеры годятся больше для стран Африки, чем для России.
В России проблемы младенческой смертности уже решаются, проблемы питания тоже не столь остро стоят в повестке дня.
Вместе с тем для России задача максимальной реализации потенциала каждого ребенка стоит очень остро (из-за негативных демографических трендов). Поэтому специалисты НИУ ВШЭ рекомендуют ввести патронат системы раннего развития детей.
В то же время в раннее развитие в России и в мире инвестируют недостаточно средств, и причин такой ситуации три.
Во-первых, это должны быть не отдельные краткосрочные проекты, а системная работа под контролем постоянного мониторинга; во-вторых, эти задачи носят комплексный характер и должны решаться разными ведомствами; в-третьих, от этих инвестиций нельзя ожидать быстрой отдачи: потребуется как минимум 20 лет, пока будет результат в виде отдачи для экономики.
Что касается специального и высшего образования, то в докладе рекомендуется развивать навыки широкого применения после школы вместо фокуса на отдельных узких навыках (многие узкие навыки могут оказаться не нужны на рынке труда будущего).
Кроме того, университеты должны стать площадками для образования взрослых в рамках коротких программ.
Высшее образование должно стать платформой для развития инноваций, создания стартапов и кооперации с бизнесом.
Обучение взрослых также может быть организовано на рабочих местах, в том числе с целью формирования социальных навыков.
В России уровень охвата непрерывным образованием (курсами повышения квалификации, переподготовки) – около 20%. Этот показатель значительно ниже, чем в странах Евросоюза, где он составляет примерно от 40 до 50%.
У НИУ ВШЭ есть конкретные предложения по этому поводу: нужно создать рынок непрерывного образования, чтобы соединить потребителей этих услуг и их поставщиков. Один из важных инструментов – софинансирование непрерывного образования со стороны государства.
Поэтому для нас актуальны рекомендации авторов доклада по этому уровню образования, а также по инновационным экосистемам, потому что доля инновационных товаров и услуг у нас очень низкая (и она не растет с 2013 года).
Необходимо прислушаться и к призывам группы Всемирного банка увеличивать инвестиции в раннее дошкольное детство, поскольку мы испытываем нехватку человеческого капитала.
Доклад хорошо описывает глобальные тренды в области труда и занятости, хотя в конкретных рекомендациях в большей степени ориентирован на развивающиеся страны, мы же решаем уже более сложные задачи.