20 июня в рамках Форума социальных инноваций регионов состоялась стратегическая сессия на тему: «Выгодно ли бизнесу инвестировать в образование?».
В обсуждении приняли участие представители бизнеса, благотворительных организаций и специалисты в области образования.
В своем вступительном слове модератор дискуссии, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Анатолий Рамонов отметил, что сегодня нет единого понимания того, что представляют собой инвестиции в образование. Одни считают, что это венчурные инвестиции в стартапы, другие – в государственную инфраструктуру, третьи понимают под этим такие инструменты, как государственно-частное партнерство и концессионные соглашения.
По словам Анатолия Рамонова, задачи, которые сегодня стоят перед российским образованием, потребуют больших финансовых затрат.
Так, одна из целей устойчивого развития ООН, принятых в 2015 году на международном уровне – обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
По оценке Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), для достижения только этой цели требуется порядка $330 млрд инвестиций ежегодно, при этом текущий уровень – порядка $80 млрд США.
Пропасть между потребностями и реальными ресурсами государств очевидна, поэтому без объединения ресурсов бизнеса и государства не обойтись.
Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин представил результаты исследования возможных моделей частного инвестирования в отечественное школьное образование с учетом опыта США, Канады, Германии, Японии, Индии.
Основываясь на этих данных, инвестор в сфере образования может выступать: во-первых, в качестве поставщика контента и оборудования; во-вторых, оператора школьного образования (включая выбор учебного плана и профессиональное развитие педагогов), в-третьих, концессионером (управление образовательным процессом «под ключ», начиная от строительства школы и заканчивая ответственностью за конкретные образовательные результаты).
Концессионные соглашения могут быть реализованы и в формате SIB (social impact bonds), или облигации социального воздействия. Это инновационный финансовый инструмент, который позволяет привлечь частный капитал в некоммерческий сектор и связывает доход с достижениями в решении социальных проблем.
SIB представляет собой договор, по которому одна сторона (частный инвестор) вкладывает средства в определенный социальный проект. В случае, если проект оказывается успешным и способствует достижению определенных социальных улучшений, государство компенсирует частному инвестору его затраты, и, возможно, с определенным бонусом. Поэтому SIB имеет и другое название – «Pay or success» («Оплата за успех»).
Если поставленные цели не достигнуты, государственных средств инвестор не получит.
В этом и заключается главный риск для частных партнеров – участников таких проектов.
Но уже сейчас формат SIB-контрактов возможен, и об этом рассказал в своем выступлении старший вице-президент Блока агента правительства РФ Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич.
Провайдером этого проекта выступает НИУ ВШЭ, а инвестором – Фонд развития Дальнего Востока, который планирует вложить 60 млн рублей в течение трех лет в школы Республики Саха–Якутия.
Цель проекта – изменить подходы к организации образовательного процесса, для того чтобы вывести их на новый качественный уровень, в том числе для помощи учащимся в получении более высоких результатов на ЕГЭ и ОГЭ.
Михаил Алашкевич подчеркнул, что в данном случае от государства поступит выплата только в случае достижения необходимого эффекта.
Другой проект, в котором принимает участие государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», осуществляется на федеральном уровне в рамках нацпроекта и призван повысить экспорт образования, иными словами – привлечь больше иностранных студентов для обучения в российских вузах.
Задача бизнеса – не только построить современные кампусы в Томске и Перми, но интегрировать эти студенческие площадки в городскую среду, сделав ее комфортной и разнообразной не только для учащихся вузов, но и для всех местных жителей.
Планируется возвести не только общежития, но и культурные, спортивные объекты, причем, как отметил Михаил Алашкевич, на содержание этой инфраструктуры государственные средства не потребуются. Расходы на эти цели возьмет на себя бизнес, его инвестиции в этом проекте составят около 70 млрд рублей.
Получат ли предприниматели прибыль, окупающую затраты – это большой вопрос.
Однако, по мнению Екатерины Рыбаковой, президента и сооснователя «Рыбаков фонда», возврат средств может выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в виде социального эффекта.
Просчитать его практически нереально: например, это может быть сокращение преступности среди несовершеннолетних за счет создания новых образовательных технологий или кружков и секций.
Поэтому бизнесу однозначно выгодно инвестировать в образование, убеждена Екатерина Рыбакова.
Политику своего фонда она называет филантропической: это различные конкурсные программы для выявления лучших практик в образовании, обучение педагогов новым методикам.
Участники дискуссии пришли к выводу, что суть инвестиций в образование – это создание ценностей. Образование – это одна из составляющих качества жизни.
Чем выше и разнообразнее образование человека, тем весомее его вклад в экономику.
Нынешний этап ознаменован переходом от затратных моделей финансирования к инвестиционным.
Государству предстоит проделать значительную работу для того, чтобы создать благоприятную среду для частного инвестирования.
«Нужен определенный маршрутизатор для инвесторов, так как не у всех из них есть понимание, как открывать школы или детские сады. В то же время государственные структуры не всегда способны давать необходимую информацию организациям о правильном порядке реализации этих проектов», – отметила руководитель проекта Центра инициатив направления «Социальные проекты» АСИ Екатерина Назарова.