Талант ребенка. Что это? Как его увидеть?
Сегодня много споров относительно того, как определить и раскрыть талант ребенка: что такое талант?
Начну с убеждения, что каждый человек талантлив.
Важно лишь создать среду для раскрытия таланта или условий для самореализации человека. Почему это стало важно сегодня? Почему многие программы посвящены тому, как развить личностный потенциал?
Сейчас мы живем в VUCA-мире – это мир нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный. Мир быстрых изменений и больших данных, где становятся актуальными иные компетенции и совершенно иные возможности для реализации. Многие задумываются о том, как стать наиболее эффективным и просто счастливым? Как раскрыть свой потенциал и свою одаренность?
Интересен опыт Республики Татарстан как одного из первых регионов, который системно подошел к вопросам развития человеческого капитала и раскрытия потенциала. Так, в 2014 году была принята концепция «Перспектива» и государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 гг.». Для реализации концепции и программы была создана Автономная некоммерческая организация «Казанский открытый университет талантов 2.0» (далее – УТ). Была выстроена комплексная система мер поддержки талантливых и одаренных детей, а также доведение их до трудоустройства.
Опыт программы показал, что талантливому ребенку очень важно, во-первых, узнать о своих способностях и компетенциях, во-вторых, научиться управлять своим талантом, для того чтобы стать успешным, востребованным на рынке труда и просто счастливым.
Как это происходит?
Для этого в УТ создан ряд условий для раскрытия потенциала ребенка: диагностика компетенций, совокупная система государственных мер поддержки детей, таких как прохождение тренингов надпредметных компетенций, организация статусных переговоров, закрепление наставника, организация профессиональных проб и стажировок, разработка индивидуального плана развития.
Важно в этой истории, чтобы ребёнок осознал, чего хочет именно он.
Чтобы не родитель перекладывал модель своих нереализованных желаний на него, не школьный педагог, который говорит, что нужно идти в определенный вуз. Для развития осознанности важна среда, которая позволит научиться ставить цели и достигать их, проектировать образ желаемого будущего, а также формировать понимание своих возможностей и ресурсов. Это происходит после развития soft skills через тренинговые форматы и после проектных сессий про образ будущего, и после обучающих модулей для студентов УТ.
Еще одним интересным механизмом является карьерная навигация. Что касается определения профессиональной траектории, то в УТ на помощь приходят наставники карьерной навигации, которые через коучинговые технологии помогают определить на основе всесторонней диагностики сферу профессионального пути и конкретные шаги. А для того чтобы ребенок точно осознал, чем хотелось бы или не хотелось бы заниматься, предусмотрена система профессиональных проб и стажировок на предприятиях Республики Татарстан.
Есть мнение, что талант – это способность, умноженная на труд.
Талантливый ребенок – это тот, кто точно понимает, что для реализации своего таланта надо очень много трудиться. Научиться трудиться – это важная задача. Начинать находить свое призвание не тогда, когда вы заканчиваете школу, а с достаточно юных лет (5–6 лет). Точно научиться понимать про себя: кто я? Чем хочу заниматься, кем хочу стать? А что у меня получается лучше всего? Что я хочу (люблю) делать лучше всего? Существует известная модель трех кругов «хочу – могу – надо». Другими словами, это характеризуется так:
- «хочу» определяет интересы и склонности;
- «могу» – знания, умения, навыки, способности;
- «надо» – социальные ожидания, требования общества, рынка труда.
Именно на стыке получается та сфера интересов, где можно приумножить свой талант. Итак, будем различать «талант» как реализованную одаренность, «одаренность» как природную предпосылку таланта и как высокий уровень развития способностей и «способности» как успешные способы выполнения действий в одной или нескольких сферах деятельности.
Важная мысль, которую хотелось бы обозначить, – это стереотип педагога и родителя, что одаренные дети те, кто учится легко и быстро.
Да, легкая обучаемость относится к одаренности, и об этом поговорим чуть позже, но это лишь один из ее видов, далеко не самый продуктивный потом во взрослой жизни.
Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии.
Академические успехи в школе
Я часто слышу, что талантливый ребенок – это тот, кто блестяще учится в школе, получает высокие оценки, и академические способности у него на высоте. Так ли это? Начну с того, что выделяют несколько типов способностей (успеваемости). Один из них – это академические успехи. К примеру, чтение – это академический навык, который включает в себя знание букв алфавита, чтение слов вслух, основанное на принадлежности каждого звука к определенной букве.
Зачастую человек, который прилежно учится в школе, на практике не показывает сверхспособностей в креативности, в построении команды, то есть в soft skills, которые так необходимы в этом мире – навыки командной работы и кооперации, умение креативно подходить к решению сложных задач, стратегически и критически мыслить.
Существующая форма уроков пока не отвечает этим потребностям.
Создание условий для самореализации человека
Формирование образовательной среды начинается с семьи, детского сада, школы, окружения. Ведь это понятие гораздо шире и совершенно точно не ограничивается пространством, где чему-либо учат. Это пространство для познания себя и мира, пространство, позволяющее превращать способности в талант. Например, школа Айб (Армения). Интересен опыт коллег в формировании образовательной среды, которая раскрывает способности ребенка и стимулирует познавательную активность. Каждый ученик этой школы имеет индивидуальную программу обучения, которая состоит из основных и факультативных предметов. Основные предметы преподаются на стандартном и продвинутых уровнях. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Главное, что объединяет таких детей, – это умственная активность. Страсть к познанию – это главная потребность одаренного ребенка независимо от возраста, темперамента, характера.
Советы родителям
Что делать, если способности у ребенка выше среднего, а академические успехи ниже среднего?
В первую очередь я бы поздравила таких родителей, ведь у ребенка чуть выше способности, чем у обычных детей. Для ребенка важна поддержка на каждом этапе, особенно необходимо:
- Любить и искреннее поддерживать.
- Обеспечить полноценное питание (т.к. мозг потребляет много энергии) и спортивную активность.
- Сформировать среду, которая позволяет стимулировать мозговую активность (выдавать решения). Задавать ребенку вопросы «А как ты считаешь…» и т.п.
- Создать комфортную домашнюю среду. Классическая музыка и развитие математических способностей дают чуть больше мозговой активности.
- Предоставить возможности для условий реализации своего ребенка. В своей работе «Педагогические условия самореализации подростков» С.С. Гиль определил модель самореализации по следующим показателям:
• формирование эмоционально-позитивного отношения к себе, к реальному миру, к другим;
• рефлексивная позиция;
• осознание своих способностей и возможностей;
• способность разрешать проблемы собственного развития и принимать на себя ответственность.
Именно про это мы и говорили на фестивале #столицабудущего, который прошел под эгидой Международного форума «Город образования», а также в интерактивной форме предлагали школьникам практические задания по развитию их осознанности и возможностей, направленных на самореализацию учащихся.
Топ-5 книг по развитию одаренности ребенка
- В.С. Юркевич, «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность».
- Ю.Б. Гиппенрейтер, «Как общаться с ребенком».
- Р.Т. Байярд, Байярд Дж. «Ваш беспокойный ребенок».
- Вин Венгар, «Неужели я гений?».
- Эвард де Боно, «Рождение новой идеи».