Илья Созонтов – лучший эксперт по подготовке к ЕГЭ. Выпускники его центра поступают в топовые вузы страны. О том, как стратегически правильно (без нервов и паники) подготовиться к ЕГЭ, он рассказал в программе «Ой, мамочки».
Как вести себя родителям, чтобы не загнать своего ребёнка перед ЕГЭ?
Очень хороший вопрос. У нас у всех очень плохо с эмоциональным интеллектом. И, к сожалению, очень часто родители, любя своего ребёнка, переживая, начинают орать.
Почему-то форма выхода этого стресса не погладить, обнять, сказать «всё у нас будет хорошо», а наорать и тем самым выразить свою любовь и тревогу.
Но для ребёнка (которому в школе говорят, что он, может быть, ничего не сдаст, друзья тоже на него давят, или он смотрит на успешных ребят, которые уже поступили, ещё родитель на него орёт), это всё превращается в очень сложную эмоциональную ситуацию.
Действительно, я рекомендую всем родителям, кто к нам приходит, в первую очередь сесть, устроить семейный совет в год перед экзаменом, выпить чаю и обсудить стратегию.
Почему? Потому что эта стратегия может быть очень разная в зависимости от того, что вы хотите получить. Потому что очень часто бывает, что много баллов не нужно. Выбрали какой-то вуз платный, где, знаем, порог поступления – 50 баллов. Поэтому не напрягаемся. ОК. У нас «тройки» по предметам, у нас не очень хороший балл экзамена, но мы точно туда попадаем. И всё. И никто не парится.
Бывает по-другому. Есть семьи, которые хотят, чтобы ребёнок поступил на бюджет, например, потому что они понимают, что не смогут по какой-то причине платить за тот вуз, особенно если это семья из региона и она хочет, чтобы ребёнок учился в Высшей школе экономики, МГУ, МГИМО… То здесь нужно понять, чего мы хотим.
Хотим сдать ЕГЭ на высокий балл? Надо строить стратегию, исходить из этой конкретной очень простой цели. И вот тут возникает неприятное следствие. Почему? Потому что в среднем, если мы возьмём статистику, то ребёнку нужно готовиться примерно минут сорок – час по тому предмету, который он хочет сдать на экзамене, чтобы сдать его на 90+. Если он начнёт готовиться с сентября и каждый день будет историю читать, математику решать, английский учить, и так каждый день: час история, на следующий день – час история, то к концу года он очень хорошо будет знать предмет, близко к идеальному. Если мы поймём, что таких предметов пять или четыре, то увидим, что четыре часа в день наш школьник должен посвятить этим предметам. Помимо этого он должен отдыхать, ему каждый день нужна физическая активность, чтобы голова работала.
Возникает вопрос: а как уместить, если ребёнок до трёх-пяти часов в школе, потом у него дорога домой, а потом он должен ещё заниматься.
И как мы понимаем, к девяти вечера, когда он приходит уже из школы, у него не очень хорошо работает голова, он устаёт. Тут надо искать пути для компромиссов. Это очень больная тема для родителей, потому что, когда я им говорю: «Посмотрите, как будет выглядеть расписание вашего ребёнка, и поймите, что дополнительные четыре часа в день для ребёнка – это слишком тяжело, отказывайтесь от школы». Не в смысле вообще не ходите, а в смысле оптимизируйте, не требуйте от ребёнка «пятёрок» по химии, если он не заканчивает с золотой медалью и хочет поступать на филолога. Зачем? Пусть у него будет «три».
Пусть он поддерживает тот балл, который необходим для получения аттестата, но эти усилия, которые он тратил зачем-то на химию, он направляет на подготовку к тем предметам, которые ему нужны.
Кто-то из родителей соглашается с моими аргументами и говорит: «Это логично», и действительно так делают, и у них ребёнок почти без стресса сдаёт в конце года, потому что он каждый день делает только то, что приближает его к цели – это высокий балл. ОК, у него «тройки» в аттестате, но сейчас в вузе аттестат не влияет вообще ни на что. То есть максимум будет средний балл аттестата в ситуации, когда два человека набрали одинаковые баллы и находятся очень внизу. Но чтобы этого не допустить, просто учите свой предмет, у вас будут высокие баллы. Вы всё равно пройдёте даже с «тройками» в аттестате.
А кто-то из родителей говорит: «Как так? Он что, будет троечником?»
Они хотят, чтобы ребёнок и отличником был, и ЕГЭ хорошо сдал, и ещё в школе участвовал в каких-нибудь инициативах. Вот тут возникает проблема, потому что ребёнок не резиновый и не железный, его нужно правильно к этому готовить, и не все дети способны...
Действительно, есть такие дети, которые могут с радостью сидеть ещё пять часов после школы, и им будет в кайф. Но такие дети не все, таких детей, наверное, 10%, а остальные так не могут. Соответственно, у них вскипает голова, и потом, как следствие, когда мы требуем от него, и чтобы в школе было всё хорошо, и ЕГЭ было хорошо, мы должны признать, что он должен и отдыхать, и с друзьями общаться, чтобы он гармонично себя чувствовал. Если он понимает, что не может вытянуть эту ответственность, он начинает думать: «Я плохой, я тупой. Кто-то есть, кто может, они – классные, а я, наверное, неудачник, потому что у меня не получается жить так... Потому что школа же ждёт, мама ждёт, все ждут, поэтому я плохой и неправильный». Поэтому здесь возникает такая история: готовы ли мы на жертвы ради этой цели, если для нас эта цель важна. И этого многие не принимают.
Как перестроиться родителям, бабушкам и дедушкам, которых только и волнует, на «пятёрки» ребёнок закончил или на «тройки»?
Во-первых, люди сейчас не очень хорошо разбираются, что действительно необходимо для поступления. Поэтому есть две стратегии: либо замолчать и никому ничего не говорить, либо сказать прямо, какая у нас стратегия.
Наша цель, условно, четыреста баллов по четырём экзаменам, триста девяносто баллов, вот такие. Соответственно, мы делаем только то, что нас приближает к этой цели, а всё, что нас отдаляет, мы не делаем.
Поэтому, как следствие, могут испортиться оценки по другим предметам. Но для нас это не важно, потому что вот сайт нашего вуза или трёх вузов, куда мы хотим поступить, вот требования к поступающим.
Здесь ещё история и о том, что всё, что школа могла к одиннадцатому классу дать, она дала. Всё. Дальше можно делать то, что тебе нужно для поступления. А этот аргумент «Как? Он не будет знать химию?» Всё. Для десятого класса он, наверное, эту химию получил, теперь можно годик без химии пожить.
Но эта моя позиция встречает резко негативную реакцию многих...
У родителей или у педагогов?
У педагогов, у родителей, потому что это ломает привычный ход вещей. Четыре года мы занимаемся подготовкой к экзамену. Я просто вижу, что дети, которые следуют этим рекомендациям, сдают лучше и без стрессов. В обратном случае мы в конце видим жалкого, зелёного ребёнка, который не уверен в себе.
А дальше, к сожалению, следствие прямое, в жизни он не понимает, что надо говорить «нет» всему тому, что тебя отдаляет от твоих целей.
И это тоже очень важное следствие. В жизни же мы так не делаем. В жизни, если я хочу бежать марафон, а мне говорят: «Пойдём в качалку тягать железо», я говорю: «Ребята, я бегу марафон. Железо – это круто, это очень полезно, развивает, но моя цель – марафон». И я говорю «нет» и бегу марафон. А в школе мы говорим: «Нет, погоди, железо тоже хорошо. А ещё в бассейн сходи, в бассейн же тоже надо».