Школьники // Колонка

Слепая зона риска: Почему детям нечего делать на акциях протеста


Слепая зона риска: Почему детям нечего делать на акциях протеста
Фото: m.activatica.org

Эта тема не нова, но ее актуальность не снижается. Более того – похоже, что вскоре она может приобрести еще более терпкую остроту. Речь идет об «участии» в массовых протестных акциях детей школьного возраста.

Обратите внимание: я специально взял слово «участие» в кавычки. Поскольку утверждаю, что дети в этих акциях, в отличие от взрослых, не участвуют, даже если что-то «взрослое» несут в руках и что-то «взрослое» выкрикивают.

Как ни странно прозвучит в этом контексте знаменитая фраза, я ее воспроизведу (чуть перефразировав), поскольку она представляется здесь в высшей степени уместной: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».

Я спрашиваю себя: «Что делают дети на таких демонстрациях? Выступают с политическими требованиями? А они у них есть? Они у них – хотя бы в принципе – вообще-то могут ли быть? Разве лозунги, написанные на транспарантах и звучащие в динамиках, – это лозунги, выстраданные и сформулированные ими?».

И сам себе отвечаю: «Детям на такой демонстрации (т.е. в составе демонстрации) просто нечего делать. Взрослые, пускающие их в свои ряды, совершают грубую гражданскую ошибку: они вовлекают детей в социально-политическую деятельность, всего объема смыслов, значения и механизмов которой те не понимают – а по недостатку жизненного опыта и не в состоянии понять!

– А как же социализация? – возмущенно спросит меня поборник раннего гражданского взросления. А я отвечу: «Как раз социализации-то здесь и нет! Какой опыт приобретет подросток, участвуя в коллизии, которой – по большому счету – не понимает? Социализация, по-моему, это наблюдать и интерпретировать происходящее с различных точек зрения, отражающих позиции и обстоятельства, приведшие к такой активности. А на другой день почитать комментарии разных газет и блогеров и пораскинуть вместе умом насчет убедительности предъявленных аргументов и способов доказательств правоты (включая демонстрацию и ее результативность).

Мне кажется, нам, учителям, самим предстоит пройти непростой (и очень сжатый по времени) период новой социализации в быстро меняющихся условиях и обстоятельствах. Драматизм и пикантность момента состоят в том, что пройти этот период нам придется вместе с нашими учениками, задавая вопросы и давая ответы друг другу. Давайте же постараемся объяснить им, что протестные демонстрации – один из инструментов политической борьбы, которой в их жизни еще нет, и что их попытки «натурально включиться» в эти выступления, не зная правил и рисков, нелепы и просто опасны. А вот понимать природу этих явлений очень важно – а для этого нужно уметь относиться к ним как к своего рода действующему наглядному учебному пособию к самому метапредметному и самому интерактивному учебному курсу под названием «Жизнь».

Анализ и рефлексия сложных, тревожащих сторон нашего бытия – вот лучший способ выработать у детей собственное осознанное и ответственное отношение к ним. Акции социального протеста – из этого ряда. Детям нужно помочь разбираться в социокультурном контексте подобных процессов – им самим это не под силу. И они попадают в слепую зону риска.

А вместе с ними – и мы.

Думаю, поделом: мы же их ни видеть, ни понимать увиденное не учили.

А вы говорите: «Социализа-а-а-ция!...»


Новости





























































Поделиться