Почему мы часто не вмешиваемся в такое поведение родителей? Потому что где-то внутри считаем, что родители имеют право это делать со своими детьми. Если бы в нас не было этого, то в нас не существовало бы вопроса - останавливать сейчас родителя или нет.
Другой вопрос, который возникает - как его остановить? Как остановить так, чтобы не вызвать ещё больше агрессии в сторону ребёнка и в свою? Ведь этот вопрос всегда возникает, после первой реакции на увиденное? А какая это часто реакция? Осуждение родителя, жалость к ребёнку, гнев на действия родителя, раздражение на себя, что не знаешь как помочь, и тому подобное. Но все перечисленное - это те же негативные эмоции, питающие и продолжающие уже происходящее насилие над ребёнком. То есть все моралисты - соучастники процесса.
В ситуации, когда родитель проявляет агрессию по отношению к ребёнку, кто является слабым?
Ответ очевиден - родитель!
Да вы просто посмотрите спокойно без эмоций на ситуацию: здоровый (телом), взрослый (прожитыми) годами человек орет или бьет малыша. Это же проявление слабости и отчаяния. Кто сейчас совершает этот акт в родителе? Может быть, забитый в детстве ребёнок, может быть, испуганный или защищающий от чего-то родитель, может быть, спасающийся от всеобщего осуждения родитель - много тут вариантов.
Насилие же в нашем обществе идёт ещё дальше.
Почему иногда мать себя так нервно ведёт? Да потому, что если ее ребёнок будет ярко, свободно, как нормальный здоровый ребёнок шумно себя проявлять, то замечание этой маме сделают ВСЕ!
Тыкнут в неё пальцем, прокомментируют, какой у неё ребёнок жуткий и какая она мать никакая.
Ну представьте себе, что в автобусе едет ребёнок и громко разговаривает или долбит ногами о сиденье... А если в самолёте он хочет бегать между рядов и со всеми разговаривать, а не сидеть тихонечко молча весь полет, а если в магазине он хочет хватать с прилавков все подряд, что, между прочим, специально выставлено на уровне его глаз... Да куча ситуаций, когда со всех сторон зашикают, зашипят окружающие на мать.
И вот тащит измотанная мать своего сопротивляющегося ребенка куда-то, а он голосит, извивается и хочет все другое, но не идти сейчас туда, куда маме надо. И срывается эта мать на него криком или шлепком. А мать эта, может, уже давно не отдыхала, а может она и с ребенком сама, и работает параллельно, а может, у неё все беды сразу приключились.
Что ее остановит? Сочувствие к ее сложному положению, в которое ее привела жизнь, где она, взрослая тётка, орет на своего ребёнка и шлепает его.
На мой взгляд, если внутри нет осуждения, а есть сострадание ко всей этой ситуации и ко взрослому, который стал таким по множеству причин (включая детство, социально-экономические причины и все другие), то возможный вопрос в этой ситуации: «Вам нужна помощь?», «Чем я могу вам помочь?» или «Давайте я вам помогу», «Что у вас тут такое случилось?» Можно спросить доброжелательно, без намёка на осуждение, без нравоучений.
Это будет та сила, которая нарушит уже сложившийся паттерн поведения родитель-ребёнок и родитель-социум. И это может быть сила, которая вернёт родителя в разум.
Но после таких вопросов помощь-то нужно оказать - ребёнка успокоить, донести его, а вдруг от вашего вопроса женщина расплачется и начнёт вам душу изливать? А кому это нужно? Все хотят, чтоб им никто не мешал, чтоб все были удобные.
А так, повозмущаться для вида в соцсетях, так как модно нынче спекулировать на теме несчастных детей, - легко. Эмоционально вкладываться особо-то не нужно.
Может, есть и другие хорошие вопросы и слова. Например, спросить, как куда-то можно пройти, который час - любой вопрос, выводящий родителя из состояния аффекта. Но состояние внутри для этого должно быть точно состояние мира и включения и родителя, и ребёнка, и всей этой ситуации. Иначе ничего не изменить.
Насилие увеличивает насилие.