Качество образования // Статья

Как справиться с выгоранием и чем помогут учителю нейросети и вопросы ЕГЭ


Как справиться с выгоранием и чем помогут учителю нейросети и вопросы ЕГЭ
Фото: aldianews.com

20 апреля самая популярная образовательная платформа России «Инфоурок» провела ежегодный онлайн-форум для педагогов, психологов и сотрудников детских учреждений «Педагогический Инфофорум 2024: всё, что волнует педагогов».

Прошедший 2023-й год, объявленный президентом России Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, поставил перед педагогическим сообществом новые вызовы. Как учителю защититься от нападок в социальных сетях, какие новшества для школьников готовит ЕГЭ-2024, как достучаться до учеников в эпоху клипового мышления и как нейросети сегодня могут помочь педагогу в его работе. На эти и другие вопросы ответили участники педагогического «Инфофорума-2024». Информационными партнерами мероприятия выступили издания «Вести образования» и ИА «Образование Пресс».

«За пять лет «Инфофорум» стал одной из самых популярных дискуссионных площадок – более 20 тысяч работников образования приняли участие в форуме в 2023 году. Мы готовы обсуждать самые острые темы в формате живого диалога. В этом году поднимем вопросы профессионального выгорания и борьбы с ним, защиты педагогов от травли в социальных сетях, особенностей сдачи ЕГЭ в 2024 году, новых методик преподавания и многие другие. Я благодарю наших постоянных участников и спикеров за поддержку мероприятия и понимание важности объединяющей миссии, которую несёт «Инфофорум» для педагогического сообщества», – рассказал Игорь Вячеславович Жаборовский, основатель, CEO крупнейшей в России образовательной платформы «Инфоурок», педагог, автор методических разработок.

Заслуженные педагоги России и эксперты в сфере образования в прямом эфире поделились знаниями, опытом и прогнозами, связанными с актуальными проблемами современного образовательного процесса. В мероприятии приняли участие более 27 тысяч работников образования из разных регионов России, трансляцию форума посмотрели свыше 100 тысяч зрителей.

Данные, представленные в рамках опроса, проведенного накануне на платформе «Инфоурок» среди 15 тысяч педагогических работников, подтвердили и участники первой тематической сессии «Как справляться с выгоранием: новые подходы и практики». По данным исследования «Инфоурок», почти половина российских педагогов (43%) испытывают чувство постоянной усталости и эмоционального выгорания, которое не проходит даже после отдыха. При этом за помощью к специалистам – психологам, психотерапевтам обращались только 10% из опрошенных. Как рассказали спикеры в рамках сессии, за последние 7 лет количество уволившихся педагогов из российских школ достигло рекордного уровня – 193 тысячи в 2023 году, и одной из причин, по которой начинающие специалисты с горящими глазами отказываются со временем от карьеры учителя, является быстрое выгорание.

Когда общение учителя с учениками сводится до казенного формализма – это уже один из признаков того, что учителю работа не в радость. Среди необходимых мер по профилактике выгорания Павел Терехов, директор Лицея «Сириус», победитель Всероссийского конкурса «Директор года – 2022», назвал возможность вертикально продвигаться по карьерной лестнице, ощущать собственную значимость в коллективе.

Как отметил Дмитрий Лутовинов, учитель истории, мировой художественной культуры и обществознания, лауреат конкурса «Учитель года России – 2022», председатель Общественного совета при Минпросвещения России, проблему профессионального выгорания среди педагогов можно отрицать, но это не значит, что ее не существует. Поэтому надо научиться просто признавать, что вы выгорели и предпринимать меры по профилактике этого состояния. Это могут быть любые осязаемые результаты – участие в конкурсах, олимпиадах, других проектах, направленных на повышение мотивации педагога и его учеников.

«Иногда очень важно просто послушать и поддержать. Если у вас будет возможность просто высказаться, быть замеченным, понять, что ваши проблемы понимают, что у коллег тоже бывает такое состояние – это может очень помочь», – поделилась лайфхаками клинический, детский психолог Ольга Щербакова. В качестве профилактики выгорания важно научиться грамотно делегировать часть своих обязанностей, не забывать радовать себя новыми впечатлениями, простыми радостями вроде похода кино, любимой книги, как вариант – составить список «100 вещей, которые приносят мне удовольствие», и не забывать обращаться к помощи коллег.

По информации издания «Вести образования», около 70% российских учителей сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их родителей. 1 июля Правительство и Совет по правам человека представят инициативы, направленные на обеспечение защиты чести, достоинства и профессиональной репутации российских учителей в социальных сетях. Планируемые правки и способы защиты учителей обсуждались на сессии «Защита репутации учителей: правительственные и общественные меры».

Как отметила Екатерина Тихонова, учитель младших классов, член Всероссийского сообщества наставников-просветителей, 90% учителей не чувствуют себя в безопасности в школе, так как их работа со стороны родителей учеников рассматривается буквально «под лупой». Нередки случаи, когда во время урока ученики могут снимать педагога на камеру мобильного телефона. Педагоги, в отличие от учеников и их родителей, не всегда готовы открыто говорить о проблеме со своей стороны, предпочитая либо справляться собственными силами (и это получается далеко не всегда), либо обращаться за помощью к руководству учебного заведения, либо чаще просто сменить место работы. Поэтому сегодня особенно важно, чтобы Правительство приняло меры по защите учителя.

По мнению Антона Гомозова, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года», советника губернатора Орловской области, в настоящее время конфликт учителя и ученика – недопустимая история, и в этой истории важна позиция руководства образовательного учреждения. Так как родители по большей части весьма субъективны в оценке той или иной ситуации, педагог в своей работе прежде всего обязан ссылаться на локальные нормативные акты, конкретные документы. обратил внимание Алексей Хорошилов, лауреат конкурса «Директор года России – 2022», директор школы информационных технологий № 26 г. Липецка.

90% споров решаются с помощью переговоров, считает юрист, эксперт образовательного права Наталья Реграги. Поэтому внутри школ нужно настроить чёткую процедуру разрешения конфликтов с помощью специальных комиссий.

Участники сессии также обсудили, как гиперопека и субъективная позиция родителей провоцируют конфликты в школе, с сожалением отметили низкий уровень юридической грамотности учителей и необходимость правового просвещения педагогов на уровне повышения квалификации.

На сессии, посвященной вопросам сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2024 году, Роман Дощинский, начальник отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования Московского центра качества образования, эксперт и автор методических пособий ЕГЭ по русскому языку и литературе, кандидат педагогических наук, рассказал о темах, вызывающих наибольшее затруднение у ребят: это темы «Наречие», «Производные и непроизводные предлоги» и задания с развернутыми ответами; а также о необходимости работать с учениками над умением аргументировать свою позицию.

По его словам, в этом году в ЕГЭ по русскому языку будет увеличена аналитическая часть экзамена, обновлено 26 заданий.

«Целостное восприятие текста – главная задача выпускников. Изменения в этом году не влияют на общую картину. Можно с уверенностью сказать, что главная структура ЕГЭ по русскому языку останется с нами на долгие годы. Мы надеемся получить хорошую статистику по итогам ЕГЭ в 2024 году», – отметил он.

О технологиях работы с «клиповым» поколением поговорили участники сессии «Клиповое мышление у детей: инструкция для педагога». Эксперты настоятельно рекомендовали устраивать себе и детям цифровой детокс, развивать у ребят критическое мышление и навык осознанности, объяснять ребенку, какой контент полезен, а какой нет, и контролировать экранное время. Аза Гезгу, психолог благотворительного фонда «Дела семейные», особенно подчеркнула, что живое общение – необходимость современного мира. Современные дети не могут удержать внимание на предмете более 8 секунд. И к начальной школе мы уже получаем ребёнка с признаками СДВГ и тревожности. Что могут сделать родители в такой ситуации? В первую очередь ограничить присутствие гаджетов в жизни ребенка, в том числе во время еды, перед сном, увеличить количество времени, проводимого в активной деятельности – играх, прогулках на свежем воздухе.

Антон Сидоров, учитель математики и физики, предупредил об опасности отсроченного эффекта от гаджетов. Клиповое мышление представляет определённую катастрофу для развития детей, так как они плохо креативят и совсем не умеют придумывать себе игры. В этой ситуации спасет только мода на цифровой детокс. И лучше родителям всегда выбирать школу, где есть запрет на использование гаджетов.

Как поделился Илья Уточкин, учитель биологии и химии школы № 10 города Благовещенска (Амурская область), если не можете предотвратить клиповое мышление, его нужно возглавить. Например, для профилактики клипового мышления не нужно давать детям однотипные, монотонные задания. Пусть они будут интересными, требующими творческого подхода. К примеру, можно снимать вместе с детьми короткие полезные (образовательные) ролики

Сможет искусственный интеллект стать надежным помощником педагога? В рамках сессии, посвященной использованию нейросетей в образовании, Анна Воробей, главный редактор образовательной платформы «Инфоурок», анонсировала запуск нового продукта «Инфоурока»: ассистента-методиста для педагога. С его помощью учитель сможет составить план урока, внеклассного мероприятия, самостоятельной работы. Ассистент педагога доступен всем подписчикам «Инфоурок премиум».

В 2024 году цифровизация образования – один из главных трендов. Работа педагога не ограничивается проведением уроков. Заполнение документации, проверка заданий учеников, подготовка к новым занятиям и внеклассным мероприятия отнимают не меньше времени, чем само обучение детей. Помощник, созданный на основе технологий Яндекса и специально адаптированный для образовательной сферы, избавит педагогов от рутинной работы, которая забирает много времени и сил, и освободит больше времени на творчество, наставничество и общение с родными. Однако это вовсе не означает, что возможности нейросети заменят непосредственно творческую работу человека.

«Нейросеть – это новая веха, которая дополняет инструментарий педагога. Это бездушный, простой и понятный, но невероятно полезный инструмент. И основная задача человека – научиться ими управлять. Сейчас все сводится к тому, что люди будут становиться операторами нейросетей. То есть в педагогическом процессе это будет такой же удобный инструмент, как сейчас Word Excel используют педагоги, чтобы создать материал», – отметил Иван Лимарев, исследователь, инвестор, IT-предприниматель, основатель Института нейротипологии.

В рамках сессии эксперты также обсудили перспективы и вызовы использования искусственного интеллекта в работе учителя и поделились собственным опытом применения передовых технологий в процессе подготовки к занятиям.

С каждым годом увеличивается число детей, которые нуждаются в специализированной помощи в обучении, но основная часть нагрузки ложится на плечи педагогов. Сессия «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в начальной школе» собрала экспертов для обсуждения, как нейропсихология может помочь ребенку адаптироваться к школьной среде.

«Работа с подростками, которым нужна помощь нейропсихолога, находится в зачаточном состоянии, дело движется, но, к сожалению, медленно», – отметила Анастасия Кулакова, детский нейропсихолог, клинический психолог в многопрофильном психологическом центре «Территория счастья», преподаватель программ переподготовки.

По словам участников сессии, современный педагог должен владеть основными навыками нейропсихологической диагностики, например, взаимодействовать с дефектологами, логопедами и другими специалистами. Если учитель использует приёмы диагностики и коррекционной работы, у детей повышается самооценка, мотивация и успеваемость.

На сессии «Лучшие практики классного руководства: как педагогу найти время для себя» педагоги-практики поделились инструментами для развития воспитательной деятельности в классе и сплочения коллектива. При этом самим учителям участие в различных форумах, профессиональных сообществах и мероприятиях помогает не выгореть, получить новый опыт и разрядиться.

«Я стараюсь, чтобы дети воспринимали класс как семью. У нас есть школьные семейные традиции: на каждый праздник мы собираемся вместе, приносим еду, напитки, слушаем музыку, поём под гитару, устраиваем пижамные вечеринки, ходим в походы. Это помогает наладить контакт с детьми и узнать каждого из них с другой стороны», – рассказала учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 2094» г. Москвы Татьяна Китаева.

Итоги форума были подведены с учёной-физиологом, психологом, доктором биологических наук, профессором, академиком РАО и лауреатом Премии Президента РФ в области образования Марьяной Безруких. Она еще раз подчеркнула, что 75% российских педагогов испытывают выгорание, 38% находятся в острой фазе. Марьяна Михайловна сделала особый акцент на проблеме выгорания среди педагогов: вне зависимости от того, что вызывает стресс, он провоцирует каскадную реакцию, захватывает все органы и системы организма. При этом если хорошо понимать причины выгорания, есть шанс его смягчить и исключить. Учитель – страстная и вдохновляющая профессия, и если нет удовлетворения и радости, возникает выгорание. Невозможно постоянно работать с «горящим» сердцем, долгое время отдавать душу ученикам и работе. Нужно быть профессионалом, понимать детей, ставить себе адекватные задачи. Поэтому важно своевременно проводить профилактику выгорания, чтобы процесс обучения и учителю, и его ученикам был только в радость.

«Инфофорум», который в этом году прошел в пятый раз, с каждым годом привлекает все большее число участников. Традиционно организатор мероприятия «Инфоурок» – самая популярная образовательная онлайн-платформа в России (по итогам анализа 31 млрд сообщений в русскоязычных соцмедиа в 2022–2023 годах, проведённого компанией Brand Analytics).


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube