Спросите любого ребёнка: «Что больше всего затрудняет?» – и он пожмёт плечами и не сможет сформулировать ответ.
Любой же педагог ответит: «Да всё: не знают, как обдумать тему, как начать и как закончить текст, не умеют составить план и не понимают, зачем он нужен, не могут сформулировать мысли, выстроить логику изложения».
На мой взгляд, во многом это происходит от того, что детям вовремя, ещё в начальной школе, не объясняют простые вещи, которые помогают создать мотивацию.
А именно:
1) что сочинение – это изложение в определённом порядке своих мыслей на определённую тему;
2) что сочинение – это не контрольная работа, а всего лишь специальное обучающее упражнение, с помощью которого человек развивает свою связную письменную речь и одновременно учится грамотно писать (а упражняться в речи, так же как в спорте или танцах, нужно регулярно);
3) что письмо как вид речевой деятельности очень тесно связано с чтением: грамотный читатель, который умеет вычитывать из текста все уровни информации, лучше пишет, у него в текстах эти уровни информации есть;
4) что у сочинения будут читатели, и автору нужно им передать свои мысли, эмоции и своё отношение к тому, о чём он рассказывает, правильно и чётко всё это изложить; грамотный текст говорит об общей культуре автора и об уважительном отношении к читателю. В этой битве за результат мы, к сожалению, пока проигрываем. А ведь именно задача взрослых помочь ребёнку научиться красиво и правильно говорить и писать на своём родном языке.
Что можно сделать?
Первый шаг – объяснить всё это (см. выше).
Второй – чётко сформулировать, что нужно уметь, для того чтобы научиться писать сочинения. Основных, базовых умений несколько:
- анализировать тему, выделять в ней ключевые слова;
- формулировать главную мысль (замысел) своего сочинения;
- составлять план будущего текста, исходя из типа речи;
- писать по плану основную часть и заключение;
- писать вступление, которое им соответствует;
- проверять текст, находить и исправлять ошибки (в содержании, речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- оценивать качество написанного текста.
Каждое из этих умений нужно развивать и отдельно, и в комплексе с другими, начиная с 4-го класса, когда дети познакомятся с простыми и сложными предложениями, с однородными членами предложения и пунктуацией в этих конструкциях. А до 4-го класса очень важно регулярно заниматься устным пересказом текста, писать свободные диктанты и изложения, а ещё забытые многими письма и открытки родственникам, друзьям.
За годы преподавательской и методической работы у меня сложилась собственная методика обучения сочинению, которая легла в основу трёхнедельного онлайн-интенсива «Учимся писать сочинение» для учеников 4–8-х классов.
Но написание сочинения в школе – это не основная цель: умение грамотно писать всегда может пригодиться после школы, чтобы вести колонки, статусы в соцсетях, публиковать рецензии и т.д. А для этого надо научиться создавать текст на основе авторского универсального алгоритма, который подходит для написания любых текстов не только детям, но и взрослым.
Каждый родитель и педагог знает, что заставить ребёнка написать сочинение не так-то просто, а в результате ученик 6-го класса у меня на курсе первое сочинение пишет в объёме восьми предложений, из которых шесть – простые! Очень это печально. Но ситуацию можно исправить, если мотивировать ребёнка, не привязывать занятия жёстко к конкретному дню и времени, чтобы было всем удобно, делать акцент не на ошибках, а на достоинствах работы.
За три недели, погружаясь в процесс работы, ребёнок будет рассказывать о себе самом, рассуждать о том, что для него важно, и при этом получит необходимую универсальную базу, быстро и навсегда научится писать сочинения и другие тексты.
Давайте остановимся и вспомним, когда мы в последний раз спрашивали своего ребёнка о нём самом, а не о школьных отметках?
Что он прочитал и почему ему понравилась эта книга, о чём его любимый фильм? Может быть, он очень хочет этим с вами поделиться, а у вас не нашлось на это времени. А в школе его об этом не спросят, у школы другие задачи.