Я уже давно преподаю русский язык – почти сорок лет, защитила две диссертации, написала учебники для начальной, основной и старшей школы, учила и учу педагогов на курсах и вебинарах, умею учить русскому языку и детей, и взрослых хорошо, результативно.
Никогда не думала, что займусь онлайн-образованием, но вот полгода назад открыла для детей онлайн-школу грамотности.
Почему? Не только потому, что могу и хочу помочь многим детям научиться писать грамотно и полюбить русский язык, помочь заинтересованным родителям. Просто вижу плюсы и перспективы такой формы обучения.
Однако и минусы тоже есть, конечно, и разброс мнений: от явного интереса родителей до полного неприятия. Очень хотелось понять, что выбирают люди и почему, особенно если дети на семейном или заочном обучении.
Я провела опрос в двух сообществах на ФБ и ВК, в котором участвовали чуть больше 200 человек. (Не так много, но все же.) Подавляющее большинство либо занимается самостоятельно с детьми, либо приглашает репетиторов.
Онлайн-ресурсам доверяет примерно 15% родителей.
Очень существенная разница оказалась, даже неожиданно, думала, всё же больше поклонников у онлайн-обучения (имею в виду не занятия по Skype или на Zoom с преподавателем, а именно интернет-ресурсы).
Что останавливает? Не привыкли? Не доверяют?
Вот комментарий одной мамы:
«Из собственного опыта: если ребёнок занимается онлайн, от родителя требуется много сил и времени, чтобы контролировать этот процесс. Получается некий микс, переходный вариант между "сами" и "с репетитором". Поэтому естественное желание – найти хорошего преподавателя, а тот уже заинтересует, научит, заставит. И ещё один минус: большинство интернет-ресурсов нивелируют личность учителя, предоставляя только контент и тесты. А человек, тем более ребёнок, не может учиться у машины, нужно хоть какое-то, пусть минимальное, личное взаимодействие. Поскольку я сама удалённо учусь в институте, ко мне "не привыкли" не относится, но я подозреваю, что вы правы и это проблема для многих родителей».
Похоже, недоверие к онлайн-ресурсам связано с тем, что они не дают реального общения ученика со взрослым – преподавателем. Но такую форму общения можно найти, используя, например, видео на разных этапах занятия с разной целью. Расскажу, как получилось у меня.
Как устроены занятия в Домашней онлайн-школе грамотности «Всё правильно»?
Я веду уроки сама. Да, это видеозаписи, но они разбиты на кусочки не более 15 минут. Если объясняю тему или правило, не даю ничего в готовом виде, а включаю ребёнка в диалог, и мы вместе открываем новое знание или способ действия. Практически эффект реального общения.
После объяснения идёт блок из трёх интерактивных упражнений, каждое автоматически проверяется, ребёнок видит ошибки и сравнивает свой вариант с правильным ответом. Затем он слушает видеокомментарий к блоку упражнений (примерно 10 минут) и при этом видит свой результат и правильные ответы, многократно слышит и повторяет алгоритм, учится проверять себя. В ходе этих комментариев мы ещё и читаем, и обсуждаем тексты, и узнаём об истории слов…
Полное ощущение реального занятия с преподавателем здесь и сейчас.
Ещё кусочек из комментария мамы ученика:
«Ваша школа грамотности является редким исключением. Мне кажется, вы нащупали почти идеальный вариант обучения…»
Очень надеюсь, что это так.
У онлайн-обучения есть как минусы, так и плюсы.
Минусы
- Первое время приходится с ребёнком посидеть (два-три занятия, у всех по-разному), посмотреть, как справляется, определить, сколько времени за один раз он может продуктивно заниматься, и решить: вы проходите занятие сразу за один раз или частями по смысловым блокам.
- Не каждый ребёнок готов слушать в течение 15 минут.
- Нужно контролировать, чтобы занимался регулярно: 3–4 раза в неделю.
- Нужно быть уверенными, что он не пропускает теорию и комментарии (есть любители только упражнения быстренько сделать), потому что в них вся соль, в них – авторская методика, путь к результату.
- Приходится время от времени интересоваться содержанием занятий и обсуждать его с ребёнком, потому что кое-что нужно делать и между занятиями (но не «домашку», её у нас нет).
- Приходится набраться терпения и не ждать мгновенного результата.
- Для кого-то сам факт занятий на компьютере – уже минус…
Плюсы
- У вас есть доступ к ресурсу, и вы сами выбираете дни, часы и объём занятий.
- У вас есть программа (перечень тем), и вы знаете, что в основном курсе занятий 60, а не 396, как в школе (это количество уроков русского языка во 2–4-х классах), и за 60 ребёнок узнает о русском языке всё то, что должен узнать, ничего лишнего, и научится грамотно писать.
- Программу начальной школы по русскому языку (2–4-е классы) ребёнок проходит значительно быстрее, при этом качественно и в собственном темпе. Дети 5–7-х классов быстро и системно её повторяют и ликвидируют пробелы за начальную школу.
- У детей появляется интерес к русскому языку, стремительно обогащается словарный запас, развивается чувство языка, самостоятельность и самоконтроль.
- При желании можно учиться вместе с ребёнком, это интересно и очень сближает. У ребёнка есть возможность учиться самостоятельно.
- Можно возвращаться к пройденным урокам и заданиям, пересматривать, повторять темы, делать упражнения. Даже самый терпеливый репетитор не повторяет одно и то же бессчётное количество раз.
- Вы экономите время и силы, вам не нужно нести всю ответственность за результат, потому что делите её со мной.
Дети занимаются русским языком в домашней онлайн-школе грамотности «Всё правильно», а родители и педагоги получают рекомендации и советы, участвуют в обсуждениях и повышают своё методическое мастерство в сообществах «Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой» в Facebook и ВКонтакте.
Онлайн-обучение даёт результат, я это вижу. Так что я за!