Основное впечатление от послания президента в этом году в том, что новых амбициозных задач в нем не содержится в отличие от прежних посланий, где были заявлены новые рубежи и амбициозные задания.
В этом послании предложены меры и механизмы, которые почти в полном объеме продолжают то, что уже действует в той или иной мере, то, что было заявлено в национальных приоритетных проектах 2010–2012 гг., и даже положение прошлогоднего майского указа, например, вхождение в десятку стран по общему образованию, не получило развернутого продолжения в послании сейчас.
Фактически продублированы те инструменты и механизмы, которые уже апробированы и отработаны (речь идет о развитии интернет-ресурсов, поддержки одаренных, сети центров типа «Кванториум», «Сириус», поддержке учителей, которые поедут работать в село).
Я связываю это с некоторым сомнением руководства страны в управляемости системы: отчасти скепсис исходит от того, что разделение министерств не привело к усилению управляемости, трудности с формированием и прохождением национального проекта связаны с аппаратной неразберихой и в ведомствах, и во взаимодействии ведомства и аппарата правительства и администрации президента, в отсутствии центра принятия решений по образовательной политике, в общем, такая фатальная разбалансировка. Всё это создает большие риски для решения страновых проектов.
К этому стоит добавить, что бюджетные ресурсы невелики, и ставить амбициозные задачи на всю систему образования слишком рискованно.
Дефицит средств, слабые бюджетные ресурсы и низкая управляемость системы, низкий потенциал администрирования привели к тому, что амбициозные задачи в послании не сформулированы.
Очевидно, нас ожидает какой-то этап если не застоя, то «штиля» в образовательной политике, пока не произойдет изменение в системе управления.