Государственная дума завершила осеннюю сессию, настало время подвести итоги.
Один из самых ожидаемых результатов заключается в том, что регионы России получат деньги из федерального бюджета вовремя, а не в середине и тем более не к концу года, как это делалось в период, когда Алексей Кудрин занимал пост министра финансов (2000–2011 годы). Логика была такая: если деньги перечислить поздно, то ими не успеют воспользоваться.
Сейчас Минфин пообещал, что все необходимые подзаконные акты будут подготовлены в декабре этого года и уже в первом квартале следующего года направлены по назначению.
Что касается образования, то в этой сфере были приняты два значимых закона и один законопроект.
Так, принят закон о профессиональной подготовке обучающихся, который призван урегулировать вопросы, связанные с практикой старшеклассников, студентов колледжей и вузов на предприятиях и в организациях.
Не секрет, что в последнее время кадровые агентства стали трубить о падении престижа и качества образования, некоторые работодатели даже не обращают внимания на диплом – только на опыт работы.
Если правительство вовремя примет необходимые подзаконные акты, если закон не останется на бумаге, а войдет в практику, то профессиональная подготовка школьников и студентов улучшится, что упростит их трудоустройство.
Это тем более важно с учетом печально знаменитого закона о повышении пенсионного возраста. По данным заместителя председателя правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяны Голиковой, каждый четвертый безработный в нашей стране – это молодой человек в возрасте до 34 лет. Это значит, что, если пожилые люди будут поздно уходить на пенсию, проблем с работой станет еще больше. Тем важнее практическая подготовка школьников и студентов.
Второй закон устанавливает право работы для иностранных студентов.
В России очень много говорят о нелегальных мигрантах, в числе которых немало тех, кто не владеет русским языком, не знает культуры страны, в которой они проживают, не говоря уже о низкой квалификации.
Надеюсь, что закон, который разрешит иностранным студентам подрабатывать во время учебы, привлечет больше молодежи из зарубежных стран в российские вузы и, скорее всего, уменьшит число нелегальных мигрантов за счет конкуренции на рынке труда.
Отрицательная сторона закона – это возможное снижение качества образования иностранных студентов, но это должно быть их проблемой и проблемой стран, из которых они приезжают.
И, наконец, важнейший, на мой взгляд, законопроект, принятый в первом чтении – это законопроект о школьном питании, который был внесен председателями обеих палат парламента и руководителями всех думских фракций.
Он предусматривает бесплатные завтраки для всех учащихся начальной школы.
Сейчас документ готовится ко второму чтению. Комитет по образованию и науке Госдумы предлагает ряд поправок, ключевой темой которых оказались сроки введения закона в действие.
Минфин и Минпрос стремятся отложить сроки вступления законопроекта в действие, а точнее, сроки его финансирования из федерального бюджета. Иными словами, регионы, у которых нет денег, должны были бы оплачивать реализацию этого законопроекта, а федеральный бюджет, который ломится от дополнительных средств, оставался бы в стороне.
Комитет с такой позицией согласиться не мог, и сейчас депутаты вместе с Минпросом ищут компромиссный вариант.
Хочу акцентировать внимание на том, что бесплатные завтраки – это не только вопрос социальной защиты. В докладе Мирового банка о качестве образования есть очень важная рекомендация для развивающихся стран, которая касается введения бесплатных завтраков.
Мы относим себя к развитым странам, но нам такая мера тоже не повредит.
Законопроект наверняка будет принят в начале весенней сессии и, надеюсь, действительно поможет нашим детям.