Подростки // Колонка

Подростки 11–12 лет: почему с ними так трудно?

Часть вторая

Подростки 11–12 лет: почему с ними так трудно?
Фото: mds.yandex.net

Поощрение и наказание

Интересно, что у подростков, по данным специальных исследований, реакция на неудачу меньше, чем у взрослых, а отношение к поощрению и наказанию меняется на протяжении подросткового возраста.

Например, в период от 10 до 13 лет подростки более восприимчивы к поощрению, чем к наказанию. Это важно учитывать при выборе взрослыми тактики взаимодействия с подростками, объясняет неэффективность использования «строгих мер» воздействия.

Для подростков характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля, склонности к импульсивным реакциям создает зону риска в проявлении эмоций, выборе информации, поведении.

Превалирование «хочу» над «надо» затрудняет включение подростка в повседневную стандартную рутину деятельности. Позитивное стимулирование эмоциональной значимости деятельности, формирование внутренней познавательной мотивации, интереса, увлеченности дают хороший результат.

Мнение сверстников приоритетно

Считается, что формирование «социального мозга» (способность понимать мысли и чувства окружающих людей по движениям, мимике, выражению глаз) у подростков даже после завершения полового созревания не достигает уровня взрослого человека.

Поэтому не стоит удивляться отсутствию чувствительности, слабости ответных реакций, зацикленности на себе.

Нотации с требованиями «встань на его место» не дают никакого эффекта, так как подростки имеют низкую степень сочувствия, им необходимы усилия, чтобы проникнуться ситуацией.

Не менее интересны исследования, характеризующие реакцию социального мозга на влияние сверстников, их одобрение, принятие в группу.

Зависимость от сверстников, по мнению исследователей, становится почти патологической, и происходит это на уровне нейрохимических реакций, что объясняет высокую значимость «одобрения» сверстниками даже самых рискованных поступков.

Эти данные заставляют по-иному смотреть на отношение и педагогов, и родителей к окружению подростков. Недовольство тем, с кем дружит подросток, негативные оценки друзей, запреты на общение могут дать результат, противоположный ожидаемому.

При этом призывы к рассудку бессмысленны, а раздражение и гнев взрослых способны вызвать ответную агрессию и нежелание даже обсуждать проблему.

Рекомендации

Итак, выделим те характеристики поведения взрослых, которые разрушают взаимодействие с подростками.

Негативная установка – негативный настрой взрослого на трудное, конфликтное общение, на сложный, а главное, бесполезный разговор. Отрицательное мнение о ребенке или ситуации, которую надо обсудить – плохой помощник. Подобный настрой заставляет принять обычную улыбку ребенка за саркастическую ухмылку. А уверенный тон – за неуважение.

Менторский тон – даже если взрослый говорит «правильные» слова, не унижающие подростка, не подчеркивающие его недостатки, но тон давящего превосходства сразу же настраивает его на сопротивление.

Громкая, интонационно жесткая, категоричная речь с первой фразы создает барьер общения.

Неуважение, нежелание слушать и выслушать подростка не позволяет решить проблемы, а, наоборот, провоцирует новые. Строгий взгляд (прямо в глаза) и обвинения надолго (если не навсегда) сделают общение с подростком бессмысленным: он не услышит ни одного слова.

Приходится признать, что большинство взрослых не готовы и не хотят принимать во внимание эти особенности, чтобы изменить тактику общения.

Не менее четко проявляется негативный настрой учителя. Налицо конфликт между педагогом и детьми, но причина в этом случае – не в детях, а в недостаточной профессиональной компетентности педагогов.

Подростков легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общие дела, а в ожидании успеха готовы горы свернуть. Они с благодарностью откликаются на похвалу и бескорыстное желание помочь.

Они готовы все обсуждать и обо всем рассуждать, если их внимательно и с уважением слушают, если ценят их мнение. Они всегда готовы к общению с интересным, спокойным и доброжелательным собеседником. Важно, чтобы такие взрослые рядом с подростком были.



Новости





























































Поделиться