Воспитание // Статья

Только 10 процентов детских садов в России соответствуют требованиям Стандартов


Только 10 процентов детских садов в России соответствуют требованиям Стандартов
Фото: pulseline.com.au

Итоги апробационного исследования, прошедшего в этом году на основе новой концепции, обсудили участники круглого стола «Чему и как на самом деле учат в детском саду», прошедшего в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

В исследовании 2019 года приняли участие более 500 детских садов из 56 регионов России.

Это примерно 1% от общего числа дошкольных образовательных организаций в стране – всего их около 49 тысяч.

По мнению начальника Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Сергея Семченко, эту выборку трудно назвать репрезентативной.

Планируется, что в следующем году через процедуру мониторинга пройдут не менее 5% всех детских садов нашей страны.

Не результаты, а условия для развития

В рамках исследования изучались условия, которые создаются для детей в детских садах, уровень подготовки воспитателей, а также ожидания родителей от дошкольного образования.

Проводить тестирование дошкольников по образовательным результатам запрещено. Это главное отличие детского сада от школы, закрепленное статьей 64 Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования. Там, в частности, сказано: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Однако, по мнению многих родителей, задача детского сада – подготовить детей к школе, научив читать, считать, писать.

Специалисты убеждены, что с этим стереотипом необходимо бороться.

«Читать, считать, писать детей научат в 1-м классе. В детском саду мы готовимся к школе, но мы готовимся психологически: развиваем внимание, память, мышление, воображение, речь ребенка», – отметила исполняющая обязанности директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец.

Комментируя результаты исследования, директор Национального института качества образования Ирина Федосова рассказала, что оно выявило дефицит знаний педагогов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, низкий уровень взаимодействия с родителями, проблемы с пониманием ребенка, безопасностью питания.

Ниже среднего уровня были оценены так называемые образовательные ориентиры – основные образовательные программы и концепции дошкольных организаций.

По прогнозам Татьяны Волосовец, в ближайшее время может быть выявлен еще один существенный пробел в квалификации воспитателей – это неумение работать с детьми до трех лет. Дело в том, что последние 25 лет ребята этого возраста не посещали детские сады, но сейчас в рамках федеральной программы ведется активное строительство дошкольных организаций для этой категории, и педагогам придется овладевать новыми методиками и технологиями.

Исследование проводилось путем самооценки по 90 параметрам, а затем внешней оценки экспертами. Как правило, экспертная оценка оказывалась несколько ниже, но разница с итогами самообследования не превышала 1 балла. Все принявшие участие в исследовании детские сады были разделены по своим показателям на пять уровней. Средний уровень по результатам самооценки составил 2,86 балла. Высший балл по всем показателям не смог набрать ни один детский сад, участвовавший в мониторинге. Только 10% от общего числа организаций, принявших участие в мониторинге, соответствуют требованиям Стандартов дошкольного образования. В среднем в детских садах с высокими показателями качества образовательной среды дети опережают в развитии своих сверстников.

Дни открытых дверей

В круглом столе приняли участие директора региональных школ.

Андрей Шевченко, директор школы № 98 Краснодара, поднял проблему преемственности между детским садом и начальной школой. «Существует проблема передачи данных о ребенке из детского сада в школу, – отметил он в ходе дискуссии. – Часто в школу приходят дети, нуждающиеся в особых образовательных условиях, но родители по тем или иным причинам решили скрыть этот факт, и только ко второму-третьему классу мы приходим к выводу, что ребенку, возможно, требуется другая образовательная траектория, если для этого будет соответствующее заключение пихолого-медико-педагогической комиссии».

По словам Ирины Ждановой, замдиректора Московского центра развития кадрового потенциала образования, в крупных столичных образовательных комплексах таких трудностей не возникает. Она поделилась своим опытом руководства школой № 1560 «Лидер», имеющей в своей структуре 12 детских садов.

«Я не знаю случая, когда детский сад закрыл бы двери перед учителями начальной школы, – заметила она. – Открыть двери помогает структура, объединяющая эти две ступени. Однако разовые мероприятия ни к чему не приводят. Нужна системная работа, нужно постоянное общение воспитателей и учителей начальной школы».

По ее словам, дети, обучающиеся в комплексах, легко переходят из детского сада в первый класс: они знают здание, учителя, им известны его требования, что тоже немаловажно. «И проблемы адаптации для них не существует, и нет стрессовой ситуации из-за попадания в новую образовательную среду», – заключила Ирина Жданова.

Если же ребенок приходит в первый класс из детского сада, не связанного со школой организационно, то помочь педагогам узнать своего будущего ученика может электронное портфолио, в котором будут собраны, например, его поделки и рисунки.

Но есть еще категория детей, не посещавших детский сад.

Директор гимназии № 9 Екатеринбурга Лариса Куркова предложила ввести для таких детей собеседование – не для проверки их знаний, а для определения особенностей их развития. Это облегчит их адаптацию к школьным условиям.

Партнерство с родителями

По мнению Ирины Федосовой, не менее важно наладить взаимодействие воспитателей с родителями для совместного партнерства в воспитании детей.

Татьяна Волосовец видит выход в консультационных центрах при детских садах. Она напомнила, что сейчас действует более 14 тысяч таких центров, однако они рассчитаны не на всех, а только на тех дошкольников, которые не посещают детские сады. Услуги таких организаций оплачиваются из средств региональных бюджетов, что освобождает родителей от дополнительных расходов.

Исследование, проведенное Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, показало, что 95% родителей приходят в консультационные центры, чтобы установить уровень развития своих детей.

«Родители сомневаются, правильно ли развивается их ребенок, – пояснила Татьяна Волосовец. – Они сверяют его уровень с социальными сетями. Если в социальной сети ребенок в полгода начинает говорить по-французски, а мой в полгода не говорит, может, у него задержка в развитии?»

«Консультации – это хорошо, но после прослушанного остается не более 20%», – считает Ирина Федосова. Гораздо эффективнее, с ее точки зрения, участие родителей в совместных детских проектах.

Ирина Жданова поделилась опытом столичной школы № 1560 «Лидер», когда родители, а также бабушки и дедушки читали вместе с дошкольниками книги, рекомендованные педагогами детского сада, и вместе их обсуждали. Это не только способствовало развитию детей, но и укрепляло семью на основе общих интересов.

Рассмотрели участники круглого стола и вопросы повышения квалификации педагогов дошкольных организаций: как указывалось выше, мониторинг выявил немало дефицитов в их работе.

Кроме традиционных Институтов повышения квалификации и Институтов развития образования, которые не всегда отвечают современным требованиям, в качестве стажировочных площадок могут выступить лучшие детские сады.

Тестирование и обучение педагогов-дошкольников может быть организовано и в школах, и на дистанционных курсах.

Результаты мониторинга будут проанализированы профессиональным сообществом и переданы в Министерство просвещения РФ для дальнейшего обсуждения, а также направлены в регионы для улучшения качества работы дошкольных образовательных организаций и институтов повышения квалификации педагогов.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube