Хроники аутизма // Колонка

На что способны родители, которые воспитывают ребенка с аутизмом


На что способны родители, которые воспитывают ребенка с аутизмом

Наталья Санина продолжает описывать хронику воспитания ребёнка с аутистическим расстройством. И на этот раз делится опытом о поиске и организации системной работы со своим ребёнком.

Первые мои знания о профессиональной помощи при аутизме появились, когда Никите было 9–10 лет. Тогда к нам в Екатеринбург с семинарами приезжали специалисты из Москвы, рекомендовали книги, по которым я занималась с Никитой. Затем в городе стали вырастать свои специалисты. Но они в первую очередь брались за маленьких детей. А мы так и оставались неохваченными. В 19 лет, когда по знакомству Никиту всё-таки взяли на курс сенсорной интеграции, я услышала:

«Парень перспективный! Если бы вы к нам пришли лет 10 назад!»

Я спросила:

«А вы работали с “такими” 10 лет назад?»

«Мы тогда были ещё маленькие», – ответили мне.

Поэтому мы – родители – и придумывали сами, как и чем заниматься со своим ребенком. Даже в школу его отдали по собственной инициативе. Так как психиатр сказала: «Какая вам школа, сидите дома!»

И вообще, родители в этой области – двигатели прогресса. У нас в Екатеринбурге много центров, клубов и некоммерческих организаций, направленных на решение проблем аутизма, создано именно родителями.

Мы не стали исключением…

Когда Никите было 6, мы с мужем инициировали создание детского сада для детей с аутизмом по вальдорфской методике. С Ксенией Полушиной, мамой такого же ребёнка (в настоящее время нейропсихологом, помогающим тяжелым детям), организовывали музыкальные занятия, занятия арт-терапией и физкультурой, праздники и концерты с участием детей с особенностями в развитии. Когда наши дети оканчивали школу, мы создали клуб для молодых людей с аутизмом и другими ментальными особенностями.

И именно в клубе «Родник» я поняла, почему Никиту называют «перспективным» и что сыграло решающую роль в его развитии. Это было раннее сенсорное развитие и творческие игровые занятия в Маминой школе, которую я организовала в 1999 году. Программы, которые мы с коллегами создавали для детей раннего возраста, основывались на программах Гуманитарного центра «Театр», где вся работа строилась на принципах театральной педагогики.

К сотрудничеству в клубе я пригласила педагогов Маминой школы. Мне было важно, чтобы занятия в нём проводились в том же подходе.

Именно педагоги, использующие в своей работе театральные технологии (Мильто Е., Сидоренко Л., Графова О., Красовская О., Русинова Е.), и, конечно, наш педагог и тьютор, Пряникова Т., сумели вовлечь Никиту в процесс групповой работы. В то время как наши попытки посещать группы в других местах ни разу не увенчались успехом.

Несмотря на то что к нам в клуб ходили молодые люди от 17 до 30 лет, мы с ними опять начали играть. Мы предоставили им возможность вернуться на более раннюю ступень развития, погружая в мир всевозможных сенсорных ощущений. Создали доверительную и эмоционально насыщенную атмосферу.

При этом мы давали пищу для развития мыслительных процессов, активизировали их желание говорить о своих ощущениях, общаться между собой, расширяли их опыт взаимоотношений. Это был творческий подход с использованием театральных технологий, особенность которого не заполнение человека информацией, а естественный, гармоничный способ её получения через погружение в развивающую среду и атмосферу радости и эмоционального подъёма.

Для нас было важным:

  • создание эмоционально-чувственной атмосферы занятия (музыка, элементы декораций, особая организация пространства, способ подачи материала педагогом);
  • построение занятия по законам театрального действия (завязка, развитие действия, кульминация, развязка);
  • учёт темпо-ритмической структуры занятия;
  • насыщение занятия разными видами деятельности для вовлечения в творческий процесс участника с любым темпераментом и интересами;
  • опора на предыдущий опыт и интересы каждого участника группы;
  • называние словом того, что уже знает, видел и ощущал, и дальнейшее расширение границ опыта и знаний;
  • погружение в предлагаемые обстоятельства для расширения границ возможного и раскрытия внутреннего потенциала;
  • рождение образа на глазах для удивления и вдохновения;
  • погружение в образ для решения познавательных и индивидуальных задач;
  • использование «своего инструмента» (тело, голос, ощущения и чувства) для Познания.

И конечно же, самим быть живыми, яркими, гибкими, заинтересованными в тех людях, с которыми мы работаем.



Новости





























































Поделиться