Хроники аутизма // Колонка

Радостное ожидание особенного ребенка


Радостное ожидание особенного ребенка
Фото: srcnekl.ru

Педагог, музыкант, голосотерапевт, гештальт-психолог, автор развивающих методик, в прошлом – руководитель школы развития для малышей Наталья Санина честно рассказывает о том, как уже 21 год растит и развивает ребёнка с аутизмом. Надеемся, колонка будет полезна родителям детей с аутизмом любого возраста, и они смогут что-то для себя почерпнуть, начиная с реальных педагогических приёмов, заканчивая общением и созданием сообщества, члены которого могут поддерживать друг друга, глубоко понимая проблему аутизма изнутри.

Это была радостная беременность в специально сшитых нарядах, с прогулками, чтением журналов по воспитанию детей, классической музыкой, настроями на здоровье, с сопровождением высококвалифицированного позитивно настроенного гинеколога. Никита был напитан общением со мной через музыку и пение.

Во время пения колыбельных он успокаивался, на музыку Вивальди я ощущала плавное раскачивание, а на пассажи Шопена он отвечал мелкой вибрацией. А один раз, читая своему старшему сыну Артёму Даниила Хармса, по подрагиваниям внутри живота я поняла, что малыш смеётся вместе с нами. Я ждала особенного ребёнка…

Особенный малыш

Первый месяц жизни прошел в больнице. После выписки на первом приеме педиатра мне сказали, что Никита не слышит, и с этого момента все мои усилия были направлены на развитие его слуха.

Комната была наполнена разнообразными звучащими коробочками, баночками, колокольчиками, ксилофонами, металлофонами.

Я ему пела, придумывала голосовые упражнения, включала классическую музыку, во время своей игры на фортепиано укладывала на крышку инструмента для пробуждения вибраций в теле. И в 9 месяцев на приёме у сурдолога нам сказали, что у Никиты идеальный слух. Эту проблему мы победили.

Благодаря книгам Михаила Лазарева, Масару Ибуки, Сесиль Лупан я активно занималась сенсорным развитием малыша. Когда ему исполнился годик, мной была организована школа раннего развития для него и ещё семи таких же малышей и их родителей. Где мы с двумя другими педагогами, художником В. Пискулиной и филологом Н. Афониной, создавали занятия на основе методов театральной педагогики, применяемых в Гуманитарном центре «Театр», на базе которого и была создана Мамина школа «Мама + малыш».

Уже тогда Никитка отличался от других детей…

Диагноз номер два

Позже становилось всё хуже и хуже, и всё меньше мне был понятен мой ребёнок. В то время как его сверстники, на занятиях с которыми я использовала весь свой педагогический опыт, знания приёмов по развитию голоса, речи, движения, фонематического и музыкального слуха, успешно развивались и поступали в школы, а некоторых из них благодаря нашим методикам снимали с учёта у неврологов, я всё больше не понимала, что делать со своим ребёнком.

Затем был диагноз: шизофрения детского типа, затем, после консультации профессора Архипова, небольшое успокоение, что у ребенка нет шизофрении, а есть аутичный спектр.

Этот диагноз мне было воспринять несколько легче. Но что делать с ним, так и не было понятно.

Эмоции

В то время я испытала весь спектр ощущений и чувств родителя такого ребёнка.

Злость, обида и нежелание общаться с людьми, которые указывают на то, что ребёнок болен, на то, что он не такой как все. Желание доказывать, объяснять, рассказывать учителям, врачам и, что самое ужасное, близким, что он может много.

Желание закрыть глаза, убежать из дома, занять мысли и голову чем-то другим, чтобы не испытывать боль. Уйти с детских площадок, гулять отдельно, в лесу, просто ходить по улицам, где никого нет или когда никого нет или просто сидеть дома, чтобы не ловить на себе удивлённые или осуждающие взгляды.

Ужас от необходимости постоянно отслеживать, где он, куда пошёл, что взял, не порвал ли, не испортил ли. От того, что его всему надо учить, даже тому, чему другие дети учатся, подражая взрослым и другим детям, от его странностей, особенностей, привычек.

Страх от одной только мысли, что ждёт его в будущем.

Нервозность, напряжение, тряска, тоска.

Противоречия и вопросы.

Любовь и ненависть одновременно.



Новости





























































Поделиться