Хроники аутизма // Колонка

Как сделать так, чтобы ребенок с аутизмом не остался в четырех стенах


Как сделать так, чтобы ребенок с аутизмом не остался в четырех стенах

Наталья Санина рассказывает про идею одного занятия для людей с аутистическим расстройством и результаты, которых удалось достичь с помощью театральных технологий.

Когда речь идёт о результатах, всем хочется слышать красивые истории про то, как ребенок полностью социализировался и теперь успешно взаимодействует с обществом. Но нужно понимать, что, когда речь идет об аутистическом расстройстве, вряд ли можно говорить о полной социализации, поэтому для родителей таких детей даже маленькие подвижки уже считаются результатом.

Занятие про «Линию»

Однажды темой занятия была «Линия». Мы знакомили ребят с линиями разного характера: прямой, волнистой, завитушкой и зигзагом. Мы рассказывали про них музыкально-живописные истории, говорили их голосами, ходили по ним, превращались в них под классическую музыку, находили в одежде, в репродукциях, рисовали, подписывали и угадывали. В результате линия стала темой для общения наших, не очень умеющих общаться ребят, дома со своими родителями. Игорь ходил по дому, находил разные линии и рассказывал маме, как они называются. Соня рисовала линии, подходила к папе и спрашивала название. А Никита, выйдя из машины и увидев там прямой след от самолёта, разулыбался так, что даже наш не очень доверчивый папа понял, что это точно связано с сегодняшним занятием. Так наш клуб стал интересным, познавательным и комфортным местом для всех: и для ребят, и для педагогов, и для родителей.

Как проявить способности?

Занятия в клубе показали нам, на что еще способен наш ребёнок, как и сколько он может быть включенным, какие виды деятельности ему интересны, как для него важно общение. Но они не решили всех наших проблем, так как занятия в клубе проходили всего один раз в неделю, а остальное время Никита оставался дома. Спасали только занятия физкультурой со скандинавскими палками, двухчасовые прогулки и занятия с нейропсихологом два раза в неделю.

И за это я бесконечно благодарна Т. Г. Пряниковой, которая сначала занималась с Никитой иппотерапией, а позже придумала занятия физкультурой с использованием скандинавских палок. К. В. Полушиной, которая занималась с Никитой нейрокоррекцией и помогала вводить визуальное расписание. И Екатерине, которая не постеснялась гулять со взрослым Никитой на детских площадках. Играть с ним формочками в песочнице, качаться на качелях, осваивать разнообразные лестницы и снаряды, предназначенные для малышей. Это была та же сенсорная интеграция, только в жизни.

Аутистическое общество

Таким образом, в 20 лет был восполнен пропущенный нами опыт прогулок на детских площадках. Но в остальное время оставались всё те же четыре стены.

Когда я вижу людей, сидящих в одной комнате, каждого со своим телефоном, мне кажется, что это не что иное, как прогрессирующая аутизация нашего общества.

А в это время ребята с аутизмом нам «сигналят» разными способами о том, что они хотят общаться.

Наш Никита не просто сигналит, а кричит, кричит истошным голосом. Особенно когда возвращается домой с прогулки, когда я беру в руки телефон, когда не отвечаю на его вопросы, потому что не понимаю (он до сих пор повторяет только ритмическую структуру слова), ухожу из дома проводить занятие с такими же молодыми людьми, как он.

И я думаю, что он нам хочет сказать: «Организуйте мою жизнь, я хочу выходить из дома, я хочу общаться, я хочу к бабушке, в сад, в клуб, в театр, на занятия... я хочу жить полноценной жизнью».

Сапожник без сапог

А я, его мама, педагог, гештальт-психолог, умею создавать атмосферу, курсы занятий и новые методы, у меня получается учить петь, заниматься речью и речевым голосом, налаживать контакт и разговаривать о чувствах с молодыми людьми с особенностями. Но у меня не получается делать это со своим сыном.

Когда-то Никита хотел, чтобы именно я занималась с ним, и я делала это. А сейчас он хочет, чтобы его педагогами были другие люди, а мама просто мамой.

У меня есть профессия, в которой я хочу развиваться, у меня есть любимое занятие, в котором я хочу расти. Но у меня дома не перестроенный ребёнок. Поэтому я всё время задаюсь вопросами: кто займется с моим сыном так же, как я занимаюсь с другими?

Кто научит его говорить, петь, рисовать? Что для этого могу сделать я?

Должны ли мы с мужем вновь сами организовывать место, куда он будет ходить хотя бы раза три в неделю, поскольку других таких мест нет?

А самое главное: как сделать так, чтобы и жизнь нашего ребёнка, и наша жизнь была полноценной?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube